Понятия воображения его свойства и виды, формирование в онтогенезе

Страница 1

Воображение, пожалуй, одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор до конца не выяснены, несмотря на многочисленные попытки его изучения.

Как только ни трактовали, какими - только свойства ни наделяли воображение. Теологи усматривали в нем божественное, психоаналитики – дьявольское начало в человеке. Люди с научным складом мышления, не верящие в бога, находили в воображении признаки души человека – особой материальной или идеальной сущности. Древние считали воображение проявлением таинственных сил природы.

Е.И. Игнатьев говорил, что: основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

С.Л. Рубинштейн писал: воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов.

Л.С. Выготский считал, что: воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением.

В философском словаре мы находим следующее определение воображения как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Так, Р.С. Немов считает, что воображение - это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью.

В житейском обиходе, воображением или фантазией называют то, что нереально, не соответствует в действительности, не имеет никакого практического значения. Воображение связанно с активностью организма, с происходящим в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики.

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые образы. В образах может представить и то, чего мы непосредственно не воспринимаем, и то чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

В жизни человека воображение выполняет несколько функций:

Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Эта функция воображения связанна с мышлением и тесно в него включена.

Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояния человека. Для того чтобы повлиять на свое поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своем воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определенным образом, достичь в будущем поставленной цели. Через собственное воображение человек способен повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.

Третья функция состоит в формировании с помощью воображения, внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Это полностью реализуется в наглядно-образном мышлении и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах – у взрослых людей, которым приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления.

Четвертая – это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении. Благодаря способности человек «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Психолого-педагогические основы изучения понятия одарённость
Под одарённостью ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "одарённость" происходит от слова "дар". Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благопри ...

Эмоциональное выгорание
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подтверждены с ...

Виды деятельности
Человек как субъект познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru