Пятую функцию можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определенные выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Это используют врачи психиатры для заочной постановки диагноза по продуктам воображения человека.
Однако главная функция воображения – это его участие в творческом процессе.
Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти, выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все - таки представить себе конечный результат. Но в этом, же слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Согласно наиболее распространенной и почти общепризнанной точке зрения, воображение – психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий.
Следовательно, здесь прямо указывается, что специфика самого воображения создание нового.
Однако и есть противоположная, правда менее распространенная, точка зрения, согласно которой в процессе воображения формируется не только новые чувственные образы, но и новые мысли. Тогда фантазия понимается, например, как «сложный психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта».
Отсюда идет хорошо известное понимание воображения как основы или «механизма» всякого творчества.
Традиционная теория воображения более или менее четко фиксирует два основных, но как бы взаимоисключающих условия этой сложнейшей проблемы, с тем чтобы, разрешив противоречия между ними, найти решение всей проблемы. Во-первых, все признают, что «всякое новое всегда является отражением действительности и опирается на опыт человеческой практики». В этом отношении воображение, будучи одной из форм психического отражения внешнего мира, абсолютно ничем не отличается, очевидно, от всех прочих форм такого отражения. Иначе говоря, подобно восприятию, представлению и мышлению, фантазия черпает все свое многообразное содержание не из себя самой, а их окружающей объективной действительности. Внешний мир – единственный источник ее содержания. Во-вторых, воображение, не порывая своих связей с внешним миром, «создает новое» и тем самым отличается от всех прочих форм психического отражения объективной действительности.
Схематично виды воображения, можно представить в следующем виде:
Виды воображения |
Активное (произвольное) Пассивное (непроизвольное)
Воссоздающее (репродуктивное) |
Творческое или продуктивное(мечтафантазия, идеал) |
Произвольное (мечтательность) |
Не произвольное (грезы, галлюцинациисновидения) |
Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что-либо и далее выполняет ее. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он, в конечном счете, вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворен. Более того творящий его человек не знает заранее и о том, где и на чем остановится его творческий процесс. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение побуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Познавательно о обучении:
Специфика деятельности ПМПК, при работе с детьми, имеющими нарушения
эмоционально-волевой сферы
Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследо ...
Методика использования занимательных заданий во внеурочное время
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание ...
Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся
Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характе ...