Понятия воображения его свойства и виды, формирование в онтогенезе

Страница 3

Воссоздающее воображение (репродуктивное) – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринимаемой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считал, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве.

Творческое воображение - следующий вид произвольного воображения Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций.

Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучивших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувствительно данный опыт. В результате предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этапы подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостности образа, их элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по антологии с частным и чисто случайным сходством.

Также он писал: « творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критической фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах».

Первый период. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявления воображения. У нормального человека он начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но, во всяком случае, гораздо более краткой. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствием. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизма между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума.

Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающем, после этой фазы метаморфозы.

Третий период. Он уже окончательны; так или иначе, в этой или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...

Самостоятельное планирование и проведение НОД
Непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет по заданию дефектолога) МДОУ Детский сад №331 г. Челябинска п. Аэропорт Образовательная область «Коммуникация» студентки 605 группы Рахимовой Гузалии Тема: "Звуки А, У. Буквы А, У." Вид деят ...

Общая характеристика дифференцированного зачета по теме: «Алгебраические дроби»
Дифференцированный зачет разработан для учащихся 7 класса, которые изучают алгебру по программе МПИ-проект, разработанной авторским коллективом под руководством Э.Г. Гельфман и М.А.Холодной. В рамках этой программы создана серия учебных книг, одной из которых является книга Э.Г.Гельфман, Л.М. Алфут ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru