На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологические, климатологические, гидрологические и другие знания. В экономической географии были представлены системы знаний о населении и хозяйстве как мир в целом, так и отдельных его территорий. Особое место отводилось и системе картографо-топографических знаний.
В 1980-е гг. содержание школьного географического образования подверглось некоторой модернизации на основании идей, сформулированных академиком РАО В.П. Максаковским. Им были определены «сквозные направления, пронизывающие современную географическую науку», а именно интеграция, гуманизация, экологизация, экономизация и усиление практической направленности. В результате в школе начали размываться грани между физической и экономической географией, расширилось содержание экологических и экономических систем знаний, усилилось внимание к формированию специфических для географии умений.
В начале 1990-х гг. появляются первые попытки стандартизации образования вообще и географического образования в частности. Первый проект стандарта образовательной области «Земля» был подготовлен в 1993 г. В проекте отмечалось, что собственно научные знания (основы наук) являются важнейшим, но не единственным элементом школьной географии. В ее содержании, помимо научных знаний о Земле как объекте реального мира, должны присутствовать представления о Земле в рамках искусства и религии, а также исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, т. е. мораль. Такой подход к пониманию содержания географического образования существенно отличается от концепции «основ наук», поскольку Земля как объект изучения должна быть представлена посредством разных форм отражения (наука, искусство, религия, мораль).
В научных основах содержания предполагалось рассмотрение учения о географической оболочке и природных комплексах, географической зональности, теории размещения производительных сил, географического разделения труда и др. К числу объектов относились населенные пункты, районы, страны, материки, Земля в целом. Важнейшими природными процессами и явлениями считались движения земной коры, система круговоротов вещества и энергии, выветривание, движение воздуха и др. Наряду с природными выделялись и социально-экономические процессы и явления, такие как формирование современной структуры хозяйства, взаимопроникновение и взаимообогащение культур, урбанизация и др. Кроме того, упоминались антропогенные процессы и явления, в частности деградация природной среды, антропогенное изменение ландшафтов. Материальные и духовные ценности, отражающие опыт существования человека в пространстве, включали в себя материал об орудиях труда, жилищах, одежде, способах передвижения людей. В типовую структуру характеристики территории входили вопросы, связанные с особенностями ее географического положения, природы, населения, хозяйства и экологических проблем.
В конце 1990-х гг. работы над стандартом географического образования были продолжены, и его основной частью стал обязательный минимум содержания, составленный для основного общего и среднего (полного) общего образования. В состав обязательного минимума основного общего образования по географии вошли следующие разделы: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и геоэкология», «География России».
Познавательно о обучении:
Портретный жанр в советской живописи
В русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в з ...
Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении
психодиагностики
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...
Понятие и сущность формирования грамматически правильной речи, особенности
усвоения детьми грамматической стороны речи
На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический ст ...