Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Страница 1

На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологические, климатологические, гидрологические и другие знания. В экономической географии были представлены системы знаний о населении и хозяйстве как мир в целом, так и отдельных его территорий. Особое место отводилось и системе картографо-топографических знаний.

В 1980-е гг. содержание школьного географического образования подверглось некоторой модернизации на основании идей, сформулированных академиком РАО В.П. Максаковским. Им были определены «сквозные направления, пронизывающие современную географическую науку», а именно интеграция, гуманизация, экологизация, экономизация и усиление практической направленности. В результате в школе начали размываться грани между физической и экономической географией, расширилось содержание экологических и экономических систем знаний, усилилось внимание к формированию специфических для географии умений.

В начале 1990-х гг. появляются первые попытки стандартизации образования вообще и географического образования в частности. Первый проект стандарта образовательной области «Земля» был подготовлен в 1993 г. В проекте отмечалось, что собственно научные знания (основы наук) являются важнейшим, но не единственным элементом школьной географии. В ее содержании, помимо научных знаний о Земле как объекте реального мира, должны присутствовать представления о Земле в рамках искусства и религии, а также исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, т. е. мораль. Такой подход к пониманию содержания географического образования существенно отличается от концепции «основ наук», поскольку Земля как объект изучения должна быть представлена посредством разных форм отражения (наука, искусство, религия, мораль).

В научных основах содержания предполагалось рассмотрение учения о географической оболочке и природных комплексах, географической зональности, теории размещения производительных сил, географического разделения труда и др. К числу объектов относились населенные пункты, районы, страны, материки, Земля в целом. Важнейшими природными процессами и явлениями считались движения земной коры, система круговоротов вещества и энергии, выветривание, движение воздуха и др. Наряду с природными выделялись и социально-экономические процессы и явления, такие как формирование современной структуры хозяйства, взаимопроникновение и взаимообогащение культур, урбанизация и др. Кроме того, упоминались антропогенные процессы и явления, в частности деградация природной среды, антропогенное изменение ландшафтов. Материальные и духовные ценности, отражающие опыт существования человека в пространстве, включали в себя материал об орудиях труда, жилищах, одежде, способах передвижения людей. В типовую структуру характеристики территории входили вопросы, связанные с особенностями ее географического положения, природы, населения, хозяйства и экологических проблем.

В конце 1990-х гг. работы над стандартом географического образования были продолжены, и его основной частью стал обязательный минимум содержания, составленный для основного общего и среднего (полного) общего образования. В состав обязательного минимума основного общего образования по географии вошли следующие разделы: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и геоэкология», «География России».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Выявление особенностей лексико-семантической стороны старших дошкольников с ОНР
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в сентябре 2008 в ДОУ «Огонек» пос. Тума. Экспериментальную группу составили 10 детей шестого года жизни с ОНР (3 уровень). Контрольную группу – 10 дошкольников того же возраста с нормальным речевым развитием. Список детей экспериментал ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста
В развитии ребёнка в психолого-педагогической литературе определяется несколько этапов (возрастных периодов): младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростковый, или средний школьный во ...

Понятие о принципе наглядности. Исследования по данной проблеме
Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы. Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирован ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru