Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Страница 1

На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологические, климатологические, гидрологические и другие знания. В экономической географии были представлены системы знаний о населении и хозяйстве как мир в целом, так и отдельных его территорий. Особое место отводилось и системе картографо-топографических знаний.

В 1980-е гг. содержание школьного географического образования подверглось некоторой модернизации на основании идей, сформулированных академиком РАО В.П. Максаковским. Им были определены «сквозные направления, пронизывающие современную географическую науку», а именно интеграция, гуманизация, экологизация, экономизация и усиление практической направленности. В результате в школе начали размываться грани между физической и экономической географией, расширилось содержание экологических и экономических систем знаний, усилилось внимание к формированию специфических для географии умений.

В начале 1990-х гг. появляются первые попытки стандартизации образования вообще и географического образования в частности. Первый проект стандарта образовательной области «Земля» был подготовлен в 1993 г. В проекте отмечалось, что собственно научные знания (основы наук) являются важнейшим, но не единственным элементом школьной географии. В ее содержании, помимо научных знаний о Земле как объекте реального мира, должны присутствовать представления о Земле в рамках искусства и религии, а также исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, т. е. мораль. Такой подход к пониманию содержания географического образования существенно отличается от концепции «основ наук», поскольку Земля как объект изучения должна быть представлена посредством разных форм отражения (наука, искусство, религия, мораль).

В научных основах содержания предполагалось рассмотрение учения о географической оболочке и природных комплексах, географической зональности, теории размещения производительных сил, географического разделения труда и др. К числу объектов относились населенные пункты, районы, страны, материки, Земля в целом. Важнейшими природными процессами и явлениями считались движения земной коры, система круговоротов вещества и энергии, выветривание, движение воздуха и др. Наряду с природными выделялись и социально-экономические процессы и явления, такие как формирование современной структуры хозяйства, взаимопроникновение и взаимообогащение культур, урбанизация и др. Кроме того, упоминались антропогенные процессы и явления, в частности деградация природной среды, антропогенное изменение ландшафтов. Материальные и духовные ценности, отражающие опыт существования человека в пространстве, включали в себя материал об орудиях труда, жилищах, одежде, способах передвижения людей. В типовую структуру характеристики территории входили вопросы, связанные с особенностями ее географического положения, природы, населения, хозяйства и экологических проблем.

В конце 1990-х гг. работы над стандартом географического образования были продолжены, и его основной частью стал обязательный минимум содержания, составленный для основного общего и среднего (полного) общего образования. В состав обязательного минимума основного общего образования по географии вошли следующие разделы: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и геоэкология», «География России».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Изучение коррекционно-педагогической работы специалистов группы компенсирующей направленности в различных видах деятельности
Непосредственно-образовательная деятельность (физкультурная) Организация и проведение Характеристика программного содержания: Все задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) соответствуют программе группы, уровню развития детей данной группы. Программное содержание насыщено, конкретно ...

Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие тво ...

Экспериментальная образовательная программа по ДПИ
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Актуальность про ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru