Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности образовательного процесса является активизация познавательной активности школьников. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся на уроке? Какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации познавательной активности учащихся. Ответы на эти вопросы пытались найти такие ученые, как Э.А. Красновский, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, А.К. Маркова.

Проблеме развития познавательной активности учащихся посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований. Что особенно значимо на современном этапе развития школы. Использование игровых технологий в образовательном процессе способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Однако в литературе недостаточно раскрыт потенциал игровых технологий в развитии познавательной активности, в том числе и на уроках географии.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии и недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

Данное противоречие определило выбор темы исследования – «Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии».

Объект исследования: процесс развития познавательной активности учащихся в процессе обучения географии в школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия эффективного использования игровых технологий с целью развития познавательной активности в процессе обучения географии.

Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность психолого-педагогических условий использования игровых технологий с целью развития познавательной активности учащихся в процессе обучения географии.

Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии будет эффективным, если:

1. Выявить специфику данного процесса, уточнив подходы к определению его сущности и структуры.

2. Оценить потенциал игровых технологий в развитии познавательной активности учащихся.

3. Учесть индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

4. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность психолого-педагогических условий использования игровых технологий с целью развития познавательной активности в процессе обучения географии.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы развития познавательной активности учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Оценить роль и место игровых технологий в развитии познавательной активноcти учащихся.

3. Выявить психолого-педагогические условия использования игровых технологий с целью развития познавательной активности в процессе обучения географии.

4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность выявления психолого-педагогических условий.

5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной работы.

Для реализации цели и задач мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ школьной документации, изучение продуктов творческой деятельности учащихся, беседа с учащимися, тестирование, анкетирование учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе раскрыта сущность и структура познавательной активности учащихся, выявлены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному использованию игровых технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса уроков по географии для 10 класса, в которых содержатся задания, направленные на развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий.

Базой для организации опытно-экспериментальной работы явилась Кондровская средняя общеобразовательная школа №3 (КСОШ №3) г. Кондрово Калужской области.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Познавательно о обучении:

Формирование гражданского воспитания во внеклассной работе
Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивиду ...

Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в ...

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкал ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru