Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся

Страница 1

Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

—коммуникативную: освоение диалектики общения;

—самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

—игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

—диагностическую, выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

—коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

—межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

—свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только результата (процедурное удовольствие);

—творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

—эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

—наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание логическую и временную последовательность её развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Например, интеллектуальная игра, которая наиболее полно воплощает в себе основные показатели активности: инициативность; энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности); добросовестность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности); самостоятельность; самодеятельность; саморегуляция; осознанность деятельности; воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца); целеустремленность, целенаправленность; творчество.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в школах, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети могут уже четко дифференци ...

Проективная модель личностно-ориентированного обучения
В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой – с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимс ...

Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка
Эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец). Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во мно ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru