Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся

Страница 4

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу.

По месту проведения игры: урочные и внеурочные

По дидактической цели - игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

По форме организации учебной деятельности - индивидуальные и коллективные.

Ниже представлена классификация игр базируется на двух признаках: характере действия и содержания:

Рисунок 1 Классификация игр

Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой- либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к имитационным.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр.

Имитационные игры

Ролевые игры (путешествий, экспедиции и др.) требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.

Наиболее известны следующие виды ролей:

1. Представления в лицах (инсценировка) идеи какой- либо истории, описанной в литературе, в печати. Например, известная в области охраны природы истории создания Свирского заповедника.

2. Выход за пределы реального происходящей истории. Например, разработка ситуации связанная с тем, что стало бы с природой, если сократить количество заказников и заповедников?

3. Действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора АЭС и т.п.) через принятие в игре его установок (привычных способов действия и мышления) и перемещение себя в обстоятельства его деятельности.

4. Перенос в современную ситуацию. Например, пресс- конференция, по вопросам сохранения животных в Чёрном и Балтийском морях, после аварии танкера «Волгодон».

5. Имитационная игра, или разыгрывание действия по определённому сценарию, который может быть связан с перипетиями решения вопроса, скажем, об использовании территории для строительства жилого комплекса или сохранение лесопарковой зоны и т.д.

6. Общая тема в частном (персональном) преломлении. Например, общая задача ознакомления с природными процессами переформулируется: как родители могут помочь своему ребёнку-школьнику лучше узнать окружающий мир.

7. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как «жители города загрязняют водоёмы, в частности те, из которых пьют воду»

8. Тренировка в исполнении роли. Например, действия Шерлока Холмса при расследовании убийства лосёнка в Королевском лесопарке.

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.

Для создания атмосферы свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Во-первых, это исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные, более или менее продуктивные пути их исполнения, но не может быть «правильных» и «не правильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен попросить ребят ни над кем не смеяться.

Второй момент - полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации: учитель должен играть двойную роль: с одной стороны, он достаточно часто непосредственно вступает в исполнение роли вместе учениками, а с другой, остаётся объективным наблюдателем происходящего и несёт ответственность за общее направление в развитии процесс взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Требования к ЦОР при преподавании уроков информатике в школе
Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим содержательным требованиям: ¾ соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации об ...

Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...

Экономическое образование на рубеже веков. Взгляд в будущее
Действительно, развитие российской экономики и экономического образования взаимообусловлено. В этой связи надеяться, экономическое оживление в России окажет благотворное воздействие на становление в стране экономической высшей школы. Рост доходов населения увеличивает платёжеспособный спрос, а стаб ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru