Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся

Страница 7

Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Ребята реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения. Они коснулись как структурной, так и содержательной ее сторон. В данном контексте возникает необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. С этим связана разработка и внедрение новых образовательных технологий, которые отвечают требованиям действительности: реализуют теорию развивающего обучения и обеспечивают его высокую эффективность, способствуют формированию основных образовательных компетенций и воспитанию творческой личности, способной к непрерывному повышению квалификации.

Обязательным условием в данном случае остается соблюдение принципа активности ребенка в процессе обучения. Любая из педагогических технологий обладает приемами активизации и интенсификации деятельности учащихся, но в отдельных технологиях они составляют основу.

Наиболее оптимально, сточки зрения педагогов, использование игровых форм занятий в среднем звене. Этом мнение поддержали 48% опрошенных учителей. Они считаю, что старших классах роль игровой технологии снижается. При этом учителя (43%) отмечают, что применение игр в старших классах оказывает положительное влияние на развитие личности школьника: активизирует внимание, расширяет кругозор, улучшает успеваемость, повышает качество знаний, развивает творческие способности познавательный интерес учащихся.

Таким образом, не смотря на значительные преимущества, игровая технология в обучении географии, особенно в старших классах, не получила должного распространения. Игра может и должна более активно включаться в учебный процесс. Но нельзя злоупотреблять игровыми формами проведения уроков географии. Это может привести к упрощению содержания предмета, потере времени и т. д.

На наш взгляд при изучении географии в старших классах, в частности в курсе «Экономическая и социальная география мира» (10 класс) целесообразно использовать не более одной игры в разделе, то есть в общей сложности не более пяти – шести уроков – игр за учебный год. Этого будет достаточно с точки зрения эмоциональной разгрузки учащихся и, исходя из учебного времени. Более того, игры достаточно сложны в плане подготовки и проведения и требуют значительных усилий и затрат времени со стороны учителя и учащихся.

Поводя итог отметим, что для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Цель и задачи воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировка встречается уже у философов и педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель у ...

Понятия воображения его свойства и виды, формирование в онтогенезе
Воображение, пожалуй, одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор до конца не выяснены, несмотря на многочисленные попытки его изучения. Как только ни трактовали, какими - только свойства ни наделяли воображение. Теологи усм ...

Специфика воспитательного процесса в кадетском корпусе
Как известно, опыт прошлого может быть с успехом использован в будущем, а проблема сочетания традиций и инноваций - одна из достаточно важных концепций, имеющих актуальное значение в педагогике. Открытие первого корпуса, предназначавшегося для воспитания молодых дворян состоялось 17 февраля 1732 го ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru