Этапы содержания ролевых игр:
· Этап - подготовительный. Установка целей; выбор ситуации; разделение игры на фрагменты; определение целей, приёмов и действий; разработка правил игры и определение ролей для каждого участника и т.д.
· Этап - организация игры. Выбор ведущих
· Этап - проведение игры.
· Этап - анализ результатов игры.
Деловая игра частный, более структурированный вариант исполнения ролей. Весьма перспективная и эффективная форма группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Действие участников по особому сценарию, моделирующие какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Отдельные игроки не могут достичь цели, действуя в одиночку. Требует объединения усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. Актуально проводить в 9-10 классах.
Деловая игра является сильным стимулятором активной деятельности школьников. Достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.
Динамичный процесс, в котором игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирование действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.
Для целей игры природоохранного содержания особенно ценной стороной игровой деятельности является динамическое воспроизведение природных и социальных процессов в рамках общей системы и времени.
Этапы содержания деловой игры
1. Этап - подготовительный планирование ролевой игры. Организатору необходимо:
1) отобрать материал, для проигрывания ситуации; подготовка раздаточного материала: описание игры, методические рекомендации и т.д.;
2) наметить роли и группы учеников;
3) подготовить реквизиты, справочные материалы;
4) решить и использовать результаты игры;
2. Этап - Организационный
3. Этап - Самостоятельная работа учащихся (деление на группы и подгруппы)
4. Заключительный этап - межгрупповая дискуссия.
Таким образом, понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые моменты на уроках требуют минимальных затрат времени и сил учителя, но их использование позволяет решать целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. Использование на уроках, например, кроссвордов достаточно эффективно. Причем работу с кроссвордами организовывать можно по-разному:
1. Предлагается ученикам сетка кроссворда и даётся задание заполнить ее названиями географических объектов (например, указать названия рек Северной, Центральной, Южной Америк.)
2. Сетки кроссвордов уже заполнены словами - терминами, а ученики должны сформулировать вопросы к ним, таким образом, можно проверить знание терминологии.
3. Составление кроссворда на заданную тему в качестве домашнего задания. При выполнении этой работы обучающиеся учатся формулировать лаконичные вопросы. Лучшие работы используются на уроках при проверке знаний
Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.
Познавательно о обучении:
Обзор научно-методической литературы по использованию игр
Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как о ...
Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам: 1) ключевые слова; 2) смысловые ряды; 3) доминанта - значение. «Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние и ...
Самостоятельное планирование и проведение НОД
Непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет по заданию дефектолога) МДОУ Детский сад №331 г. Челябинска п. Аэропорт Образовательная область «Коммуникация» студентки 605 группы Рахимовой Гузалии Тема: "Звуки А, У. Буквы А, У." Вид деят ...