Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Страница 3

Содержание школьной географии (географического образования) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т.д.), интеллектуальных и практических умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии. Содержание образования определяется, во-первых, состоянием (достижениями) науки; во-вторых, психолого-возрастными и познавательными особенностями учащихся; в-третьих, общими тенденциями социально-экономического развития той или иной страны и мирового сообщества в целом.

В процессе создания содержания школьной географии используются как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Все учебники до утверждения в качестве стабильных проходят широкую проверку в опыте школ. В этом плане, как правило, ведутся наблюдения на уроках, проводится анкетирование учителей и учащихся, учебники обсуждаются в педагогических коллективах. При этом чрезвычайно важно установить, обеспечивают ли программы и учебники позитивные сдвиги в знаниях и умениях школьников, в развитии познавательных интересов учащихся. С этой целью широко применяются письменные проверочные работы. Результаты массовых проверок используются авторами при доработке программ и учебников. И только после этого они утверждаются Министерством образования в качестве стабильных. Помимо стабильных, существуют еще так называемые пробные учебники и учебные пособия.

Непрерывное совершенствование содержания образования есть непреходящая, постоянно развивающаяся проблема. Любые серьезные открытия в науке или революционные изменения в социально-экономической или политической жизни страны получают отражение в содержании школьного образования и обусловливают пересмотр действующих программ и учебников. Основными направлениями совершенствования содержания современного географического образования являются:

1.Усиление научных основ содержания географического образования и одновременно обеспечение его доступности, изъятие излишне усложненной и второстепенной информации, усиление воспитательного потенциала школьной географии.

2.Увеличение удельного веса теоретических знаний (элементы научных теорий, мировоззренческие идеи, научные понятия и т.д.) и определение оптимального соотношения между теоретическими и эмпирическими знаниями.

Содержание географического образования соотносится с такими проблемами, как охрана природы, биоразнообразие, здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, независимость, безопасность, терпимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов. И в этом плане содержание школьной географии является подлинно междисциплинарным и системным.

В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

При изучении географии значительное место принадлежит использованию условных средств наглядности и цифрового материала. Это различные таблицы, схемы, диаграммы, графики. Используя их, учащиеся также выполняют отдельные виды самостоятельной работы. Школьники самостоятельно анализируют содержание таблиц и диаграмм, сопоставляют их данные, делают на основе анализа необходимые выводы, сами по данным таблиц и диаграмм составляют новые, например на основе анализа таблицы «Производство стали в крупнейших странах мира» вычерчивают диаграмму добычи стали в странах социализма и капиталистических странах за определенный отрезок времени. Элемент самостоятельной работы включает и использование учащимися различных моделей, особенно изготовление моделей, а также использование различных приборов в процессе проведения наблюдений и практических работ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Требования к подбору задач для проведения дифференцированного зачета
Остановимся на подборе задач для зачетов. Как отмечалось выше, чаще всего работа состоит из двух частей: обязательной (базовой) и дополнительной (вариативной). Обязательную часть составляют задачи обязательного уровня, за выполнение которых ученик получает отметку «зачтено»; дополнительную часть – ...

Наблюдение за объектами живой природы
В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онто ...

Проективная модель личностно-ориентированного обучения
В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой – с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимс ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru