Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования

Новая педагогика » Женское образование в Росcии » Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования

Страница 1

Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспитательные дома «со всеми принадлежащими к ним заведениями».

Эти поручения императора не остались пустой формальностью и все последующие тридцать четыре года своей жизни императрица Мария Федоровна буквально посвятила женскому образованию. Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования представляет собой уникальный в отечественной и, пожалуй, в мировой истории пример, когда «первая леди» государства своей основной целью избрала заботу о женских учебно-воспитательных заведениях.

Императрица фактически лично управляла вверенными ей учебными и благотворительными заведениями. Она вникала во все подробности дела, не упуская ничего, что имело хоть малейшее отношение к этим заведениям, – начиная от целей воспитания и учебных программ до уборки снега, мусора, включая детальное изучение институтских меню. Мария Федоровна ежедневно приезжала в институты, просматривала «личные дела» каждой воспитанницы, их тетради, материалы, по которым преподавали учителя. Мимо нее не проходили назначения и увольнения не только начальниц, классных дам и учителей, но даже писарей, сторожей, прачек и трубочистов.

С самого начала своей деятельности на ниве женского образования Мария Федоровна приступила к его реорганизации, которое определялось тремя главными тенденциями: 1) окончательным отказом от основных идей, положенных Екатериной II и И.И. Бецким в основание женского образования при его создании в России в 1760-х годах; 2) явной сословностью образования и 3) выделением среднего женского образования в самостоятельную образовательную «отрасль», не связанную с общей системой российского образования.

Проблема строго сословного отбора в разного рода женские учебные заведения была одной из центральных забот императрицы. Императрица попросту не допускала «неблагородных» в благородные учреждения и строжайше сортировала девочек, принимаемых в различные женские учебные заведения не только по сословиям, но и по чинам табели о рангах, по служебному положению и даже профессии их отцов. Последующая история российского образования не знала столь жестокой сословной селекции, как та, к которой прибегла Мария Федоровна.

Естественно, что при таком подходе мещанское отделение Смольного института постепенно превратилось в учебное заведение для дочерей низшего дворянства и чиновничества. То же произошло и в других открытых при Марии Федоровне институтах благородных девиц. В первой четверти XIX века было создано 10 таких учебных заведений. Пять из них находились в Санкт-Петербурге – Мариинский (1797) и Павловский (1798) институты, училище ордена св. Екатерины (1798), Елисаветинский (1808) и Патриотический (1813) институты. Три в Москве – училище ордена св. Екатерины (1802), Александровский (1804) и Елисаветинский (1825) институты. И два были открыты в провинции: в 1812 г. Харьковский институт и в 1819 г. Полтавский институт.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Роль масс – медиа в жизни подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ранжированный ряд видов их времяпрепровождения мы попытались выстроить на основе выводов социологов ...

Значение родного языка в общем развитии ребенка
Изложенные выше идеи В.В.Аршавского восходят к некоторым классическим трудам отечественных лингвистов. Так в статье «Язык и народность». А.А.Потебня, который занимался вопросами взаимодействия языка и мышления, языка и творчества, языка и народа, писал, что нормальная мысль может возникнуть лишь пр ...

Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru