Женское образование в Росcии

Новая педагогика » Женское образование в Росcии

Современные преобразования российской школы опираются не только на новейшие достижения педагогической науки и инновационной педагогической практики. Их фундаментальной опорой является и исторический опыт отечественного образования.

«Характер человека, – писал Ушинский, – более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, – ложится прочно, становится второй природой человека; но так как дитя в эти первые годы свои находится под исключительным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается все, усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны, нравами, привычками и характером народа, с другой».

Современная школа фактически не учитывает всей этой специфики женского образования, важнейшая задача которого – раскрыть в женщине готовность и способность к исполнению первейшего ее призвания – призвания матери, равно как и хранительницы семейного очага. С другой стороны, отсутствие сегодня специфики женского воспитания не дает женщине опоры в противостоянии негативному воздействию обстоятельств, которые все более отягощают ее несвойственными ей мужскими чертами.

История становления и развития женского образования в России остается наименее изученной главой истории отечественного образования. Между тем эта глава столь важна и своеобразна, что без нее история российского образования предстает не только далеко не полной, но и существенно искаженной.

В России государственный фактор развития образования был господствующим в силу специфики государственного устройства и особенностей исторической жизни страны. Если на Западе власть уже в XVIII веке, сознавая всю государственную значимость школьного дела, разделяла заботы в школьном строительстве между собой, церковью и общественным участием, то в России вплоть до середины XIX столетия самодержавное государство в этой сфере было единственным гегемоном, выстраивая школу в своих интересах и по своему образу и подобию. Только в период общественного подъема второй половины 1850-х годов в действие впервые вступает другой мощный фактор развития образования – общественная деятельность, общественная инициатива.

В итоге происходит своеобразное разделение сфер влияния в российском образовании. Государство оставляет за собой в основном уже существующие образовательные структуры – мужскую высшую, среднюю, военную и духовную школы. Общество берет на себя фактически вновь создаваемые звенья образовательной системы, прежде всего женское, затем – начальное народное, профессионально-техническое, внешкольное и дошкольное образование. Характер и степень этого размежевания были различны на разных этапах развития российского образования, как различна была и мера жесткости правительственного контроля над разными звеньями школы в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Но вектор указанного размежевания оставался неизменным вплоть до 1917 года.

Познавательно о обучении:

Проблемы методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения приняты 6 октября 2009 года (Приказ № 373 Министерства ...

Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам: 1) ключевые слова; 2) смысловые ряды; 3) доминанта - значение. «Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние и ...

Ознакомление с природой в повседневной жизни
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru