Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Страница 4

Содержание школьной географии (географического образования) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т.д.), интеллектуальных и практических умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии. Содержание образования определяется, во-первых, состоянием (достижениями) науки; во-вторых, психолого-возрастными и познавательными особенностями учащихся; в-третьих, общими тенденциями социально-экономического развития той или иной страны и мирового сообщества в целом. Содержание школьного образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве (не без помощи учителя географии). Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании. Речь идёт о методике, направленной на формирование умений школьников. Наступивший XXI век, век информационных технологий, требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся должны иметь возможность сами освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ.

Долгие годы перед школьным географическим образованием ставилась главная цель – овладение основами географической науки. Однако сейчас в рамках отводимых на географию учебных часов и большого количества отраслей географических знаний эта задача становится трудно выполнима. Поэтому в рамках концепции «Школа 2100» основной целью учебной географии является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение географии направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. Школьные курсы географии должны помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге школьная география призвана помочь решить задачу выживания в современном мире, а географическое мышление должно стать частью общественного сознания, которое во многом формируется в период обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Познавательно о обучении:

Особенности проведения занятий после заболеваний сердечно - сосудистой системы
При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности ...

Влияние эмоций на результаты обучения
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувс ...

Развитие портрета в русской живописи
Первая половина 19 в. – время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии кл ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru