Цели урока: после урока учащиеся смогут
назвать даты принятия советских Конституций, перечислить присутствующие в них признаки правового государства;
продолжить формирование навыка критического мышления;
определить и аргументировать свое мнение по вопросу о наличии в современной России правового государства;
задуматься о проблемах построения правового государства в России.
Ход урока.
Вступительное слово учителя (1 мин.) Сегодня я приглашаю вас в путь по страницам истории нашего государства. Мы будем говорить не только о прошлом, но и о настоящем и будущем нашей страны. Тема нашего урока «Россия: путь к правовому государству».
Мотивация (3 мин.) Подумайте, какое отношение к теме нашего урока имеют следующие цитаты: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать» (М.Е. Салтыков-Щедрин)»… Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Выслушать высказывания учащихся.
Вывод. Если обобщить ваши высказывания, то мы выяснили, что в 19 веке Россия не имела конституции, общество слабо представляло, что это такое. В наше время мы знаем, что такое конституция, знаем также, что в конституции закреплены признаки правового государства. Прежде чем появилась современная конституция, провозгласившая нашу страну правовым государством, Россия прошла долгий и сложный путь. Вехами на этом пути были четыре конституции советского периода: 918, 1924, 1936 и 1977 гг.
Сообщение ожидаемых результатов (1 мин.) Сегодня вы познакомитесь с основными положениями этих конституций, определите, присутствуют ли в них признаки правового государства, сделаете вывод: при каких условиях государство может считаться правовым. Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы свой текст, отражающий основные положения одной из конституций. По ходу нашей работы мы будем использовать и различные источники в качестве дополнительной информации – гимны нашего государства, видеоматериалы.
Работа в группах (8 мин.) Задание и группам раздаются в отпечатанном виде каждой группе.
Внимательно прочитайте текст, обсудите в группе нижеследующие проблемы.
Присутствуют ли в Конституции указанного периода признаки правового государства? Свое мнение подтвердите фактами.
Сделайте вывод: являлось ли государство в данный исторический период правовым реально и по Конституции?
Оформите результаты своей работы в виде или текстовой таблицы, или в виде схемы, рисунка (по своему усмотрению).
На выполнение задания – 10 мин.
Проверка выполнения задания (18 мин.) (3–4 минуты на одно выступление)
При проверке выполнения заданий групп 1, 3 и 4 выступлению учащихся предшествует использование учителем дополнительной информации.
Оформление доски:
Конституция 1918 г. |
Конституция 1924 г. |
Конституция 1936 г. |
Конституция 1977 г. |
результаты работы группы 1 |
результаты работы группы 2 |
результаты работы группы 3 |
результаты работы группы 4 |
Подведение итогов (5 мин.) Посмотрите на результаты вашей работы.
Как вы думаете, существовало ли в нашей стране правовое государство? Аргументируйте свой ответ.
Является ли современная Россия правовым государством? Почему?
Домашнее задание. Узнайте мнение своих родителей по этим двум вопросам. Их ответы и аргументы запишите в тетрадь.
Закончить урок я хочу словами И. Канта: Правовое государство можно построить только тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.
Именно в слабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построения правового государства в России.
Но я надеюсь, что став взрослыми, вы сможете сказать: Да, мы живем в правовом государстве.
Познавательно о обучении:
Педагогическое мастерство и его элементы
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко 1. Специфика педагогической деятельности 2. Педагогическое мастерство: понятие, сущность 3. Структура педагогического мастер ...
Система требований, предъявляемых к качеству средств информатизации
образования
Все
образовательные электронные издания и ресурсы должны быть качественными. Это очевидно всем. В то же время понятие качества требует обязательной детализации Необходимо четко определить каким требованиям должны удовлетворять средства информатизации образования, чтобы претендовать на звание качест ...
Экспериментальное изучение уровня развития начал экологической культуры в
процессе познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Цель: Выявить и апробировать педагогические условия формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. В эксперименте участвуют 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет. 10 детей – контрольная группа 10 детей – экспериментальная группа. ...