Конспект урока по теме: "Россия: путь к правовому государству"

Новая педагогика » Преподавание права в старших классах » Конспект урока по теме: "Россия: путь к правовому государству"

Цели урока: после урока учащиеся смогут

назвать даты принятия советских Конституций, перечислить присутствующие в них признаки правового государства;

продолжить формирование навыка критического мышления;

определить и аргументировать свое мнение по вопросу о наличии в современной России правового государства;

задуматься о проблемах построения правового государства в России.

Ход урока.

Вступительное слово учителя (1 мин.) Сегодня я приглашаю вас в путь по страницам истории нашего государства. Мы будем говорить не только о прошлом, но и о настоящем и будущем нашей страны. Тема нашего урока «Россия: путь к правовому государству».

Мотивация (3 мин.) Подумайте, какое отношение к теме нашего урока имеют следующие цитаты: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать» (М.Е. Салтыков-Щедрин)»… Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Выслушать высказывания учащихся.

Вывод. Если обобщить ваши высказывания, то мы выяснили, что в 19 веке Россия не имела конституции, общество слабо представляло, что это такое. В наше время мы знаем, что такое конституция, знаем также, что в конституции закреплены признаки правового государства. Прежде чем появилась современная конституция, провозгласившая нашу страну правовым государством, Россия прошла долгий и сложный путь. Вехами на этом пути были четыре конституции советского периода: 918, 1924, 1936 и 1977 гг.

Сообщение ожидаемых результатов (1 мин.) Сегодня вы познакомитесь с основными положениями этих конституций, определите, присутствуют ли в них признаки правового государства, сделаете вывод: при каких условиях государство может считаться правовым. Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы свой текст, отражающий основные положения одной из конституций. По ходу нашей работы мы будем использовать и различные источники в качестве дополнительной информации – гимны нашего государства, видеоматериалы.

Работа в группах (8 мин.) Задание и группам раздаются в отпечатанном виде каждой группе.

Внимательно прочитайте текст, обсудите в группе нижеследующие проблемы.

Присутствуют ли в Конституции указанного периода признаки правового государства? Свое мнение подтвердите фактами.

Сделайте вывод: являлось ли государство в данный исторический период правовым реально и по Конституции?

Оформите результаты своей работы в виде или текстовой таблицы, или в виде схемы, рисунка (по своему усмотрению).

На выполнение задания – 10 мин.

Проверка выполнения задания (18 мин.) (3–4 минуты на одно выступление)

При проверке выполнения заданий групп 1, 3 и 4 выступлению учащихся предшествует использование учителем дополнительной информации.

Оформление доски:

Конституция 1918 г.

Конституция 1924 г.

Конституция 1936 г.

Конституция 1977 г.

результаты работы группы 1

результаты работы группы 2

результаты работы группы 3

результаты работы группы 4

Подведение итогов (5 мин.) Посмотрите на результаты вашей работы.

Как вы думаете, существовало ли в нашей стране правовое государство? Аргументируйте свой ответ.

Является ли современная Россия правовым государством? Почему?

Домашнее задание. Узнайте мнение своих родителей по этим двум вопросам. Их ответы и аргументы запишите в тетрадь.

Закончить урок я хочу словами И. Канта: Правовое государство можно построить только тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.

Именно в слабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построения правового государства в России.

Но я надеюсь, что став взрослыми, вы сможете сказать: Да, мы живем в правовом государстве.

Познавательно о обучении:

Методика обучения школьников технологии по работе с бумагой и картоном
Большинство уроков труда в начальных классах посвящены работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона – труд кро ...

Проблемы школьного обучения на неродном языке
Общеизвестно, что контингент детей, поступающих на обучение в школу, характеризуется значительной разнородностью в плане их подготовленности к усвоению образовательных программ. Этаразнородность определяется не только теми различиями, которые связаны с особенностями социальной среды, оказывающей вл ...

Роль тренера-преподавателя в работе с семьей
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. На смену авторитета родительской власти прих ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru