В школьной географии системообразующим фактором выступает геообразовательная потребность. Геообразовательные цели при этом становятся функцией системы, цель, следовательно, становится решением системы. Отсюда вытекают задачи методики обучения географии, где функциональными компонентами выступают не столько знания, сколько личность ученика.
Сегодняшняя школьная география как особая конструкция научного знания должна ориентироваться на усиливающуюся практическую значимость современных географических исследований (М.М.Голубчик, А.Г. Исаченко, В.М. Котляков).
Согласно Концепции учебная дисциплина выступает одной из основ практической повседневной деятельности, а планируемые результаты обучения определяются умениями школьника применять приобретенную сумму знаний на практике. Этот результат подчеркивает конструктивный характер географического знания, представляющий собой, по И.П. Герасимову, «… мостик между географической наукой и современной хозяйственной практикой»
Сущность данной связи заключается в использовании школьниками комплекса специальных умений и практических знаний. Сформированные системы географических знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности.
Именно поэтому важно развивать те интеллектуальные и навыковые качества ученика, которые в последствии позволят ему видеть и понимать окружающий мир.
Опираясь на положения Концепции и Стандарта, выделяем те ключевые компетентности, которыми овладевают учащиеся в результате географического образования:
· умение пользоваться географической картой; умение работать с числовой информацией;
· умение работать с ГИС и информацией средств массмедиа;
· умение самопрезентации и способность к самоопределению;
· способы ответственного поведения в природе и антропогенной среде;
· умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;
· навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Решение задачи компетентностного подхода ориентирует на усиление практической направленности обучения географии, направленную, прежде всего, на увеличение прочности формируемых умений учащихся как показателя качества географического образования.
Таким образом, анализ методической литературы позволил нам утверждать, что география как учебный предмет обладает значительным потенциалом в формировании познавательного потенциала учащихся посредством организации уроков с использованием игровых технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что познавательную активность следует рассматривать качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Развивать познавательную активность у школьников следует различными педагогическими технологиями т.е. методами, способами, приемами обучения и воспитательными средствами, применяемых системно в педагогическом процессе. В частности, возможно использование игровых технологий. Особенности игры в старшем школьном возрасте — это нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, коллективная работа. География, как учебный предмет, обладает значительны потенциалом в развитии познавательной активности учащихся. Использование игровых технологий в процессе обучения географии старшеклассников является обоснованным и способствует формированию положительной мотивации к изучения предмета.
Познавательно о обучении:
Наука в период Киевской Руси
Именно во времена Киевской Украины-Руси начинает изучаться интегрированная филологическая дисциплина - словесность, которая сочетала в себе диалектику, поэтику и риторику. По мнению академика А. Р. Мазуркевича и современного исследователя В. В. Олифиренко. Это было начало методики украинской литера ...
Экологическое воспитание, как составная часть нравственного
воспитания
Возникновение экологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигах происходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологический кризис – следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по ...
Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий ...