Особенности обучения информатике в общеобразовательной школе

Страница 1

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные направления информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду с компьютером используются специализированные приборы и устройства), разных информационных носителях и т.п.

Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Часть информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики. Впервые в отечественной литературе этот термин введен в концептуальном документе, разработанном под руководством А.П.Ершова. В нем школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.

Динамику развития методологии информатики можно прослеживает по тому, как определялся основной предмет науки информатики в школьных учебниках, учебных пособиях и программах курса.

В нашей работе мы придерживаемся определения, из документа, входящего в комплект образовательных стандартов, утвержденных Минобразования РФ: информатика – научная дисциплина изучающая законы и методы работы с информацией в искусственных, биологических и общественных системах, а так же структуру и общие свойства научной информации, закономерности работы с ней в различных сферах человеческой деятельности.

Несомненно, информатика является самой молодой из школьных дисциплин. Поэтому имеет ряд особенностей, как позитивных, связанных с новизной и широким применением дисциплины в повседневной жизни, так и негативных, основанных на нехватке методических разработок и особенностях использования компьютера.

Как было сказано выше, одной из проблем информатики является недостаточная разработанность методик преподавания. Информатика имеет некоторые сходства с такими дисциплинами как математика и физика, в совпадении организации материала (теория – решение задач), но обусловлено это лишь тем, что начинали преподавание предмета учителя математики, физики и профессиональные программисты. И, несмотря на этот факт, современная информатика не может воспользоваться уже разработанными методиками этих дисциплин, так как имеются очень значимые различия и в целях обучения и в содержательных областях.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Рождество в Англии
Идея сделать 25 декабря праздником Рождества появилась в 4 веке. Церковь стремилась избавиться пережитков язычества: дело в том, что примерно в это же время по традиции отмечался день рождения римского бога солнца. Поэтому отцы церкви решили учредить новый, христианский праздник в честь дня рождени ...

Разработка план – конспектов уроков по разделу «Интерьер жилого дома»
План-конспект №1 Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов». Тема урока: "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру». Класс: 7. Цели урока: 1. Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2. Вос ...

Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема
Главная функция учения для подрастающего поколения состоит в гностическом характере («гнозис» - знания), в систематическом овладении знаниями, умениями, навыками. В школьные годы становление личности происходит, прежде всего, в учебной деятельности, где познание занимает центральное место, и от пос ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru