Выявление уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Выявление уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ детского сада № г. урюпинска, в эксперименте принимало участие 6 детей 4-го года жизни.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

Констатирующий этап – оценка уровня сформированности словаря у дошкольников;

Формирующий этап – коррекционная работа по формированию и развитию словаря на основе дидактических игр;

Контрольный этап – повторная оценка уровня сформированности словаря у дошкольников

Диагностика состояния лексико-грамматической стороны речи проводилась по методикам Т.Б. Филичевой и Е.А. Стребелевой.

Их цель – исследование состояния словарного запаса у дошкольников. Учитывая возрастные особенности детей, в процессе обследования широко использовалась наглядность (дидактическое пособие Т.Б. Филичевой и Н.В. Соболевой)

Для исследования словарного запаса детям предлагались следующие виды заданий:

1. Обследование предметного словаря.

Цель: Обследование активного и пассивного словарного запаса с опopой на картинки.

Процедура проведения: ребенку предъявляются предметные картинки: книга, тетрадь, ручка, линейка; огород, капуста, редис, кабачок, петрушка и д.р. овощи; посуда – тарелка, чашка, кофейник, половник. Кроме этого предъявляется редко употребляемая конкретная лексика: локоть, ресницы, колено, брови; окна, подоконник, рама, стекло.

Инструкция: «Назови, что это?»

Наряду с предметами предъявляются сюжетные картинки: «В библиотеке», «На вокзале», «В аптеке» и др., позволяющие обследовать большой широкий круг лексических средств. Детям предлагаются вопросы типа: «Что это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?», «Кто еще там работает?», «Что там делают?» и т.д. (в зависимости от ситуации, изображенной на картинке и жизненного опыта ребенка).

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла – допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла – 50% предъявляемого материала ребенок не знает

2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл – отсутствие результата или все ответы неправильные.

2. Называние предмета по его описанию.

Цель: Обследование семантики.

Процедура проведения: экспериментатор описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать, о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию, когда предмет отсутствует.

Инструкция: «Что это такое?»

• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)

• Покрыто перьями летает (птица)

• Мягкая мебель, служащая для отдыха сидя (кресло)

• Здание, где люди смотрят спектакли (театр)

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла – допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла – 50% предъявляемого материала ребенок не знает

2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл – отсутствие результата или все ответы неправильные.

3. Обобщающие понятия.

Цель: Сформированность обобщающих понятий.

Процедура проведения: ребенку предлагается выполнить следующие задания:

1. Назвать картинки и соотнести их с видовым понятием

а) ребенку предъявляются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, свекла, банан, смородина, вишня, груша.

Инструкция: «Назови овощи и фрукты»

б) Предъявляются картинки: олень, волк, верблюд, корова, овца, медведь, барсук.

Инструкция: «Назови домашних животных и диких животных».

2. Перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию.

Инструкция: а) «Перечисли, какие предметы мебели ты знаешь?»

б) «Перечисли, какие предметы одежды ты знаешь?»

Оценка в баллах:

5 баллов – самостоятельно справляется со всеми предъявляемыми заданиями

4 балла – допускает 2 -3 ошибки, которые исправляет самостоятельно

3 балла – 50% предъявляемого материала ребенок не знает

2 балла – допускает много ошибок, неточностей, помощь экспериментатора не использует

1 балл – отсутствие результата или все ответы неправильные.

3. Назвать обобщающее слово.

Инструкция: «Продолжи ряд предметов и назови их одним обобщающим словом: тарелка, чашка…»

4. Что делают?

Цель: Обследование глагольного словаря.

Процедура проведения: ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий: строитель, врач, учитель, уборщица, продавец, парикмахер портниха, скрипач, балерина.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Специфика деятельности ПМПК, при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследо ...

Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога
Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую. В.О. Ключевский Речь как основное средство педагогического взаимодействия 2. Упражнения на развитие фонационного дыхания 3. Упражнения на развитие голоса 4. Упражнения на развитие выразительности речи 5. Упражнени ...

Характеристика педагогического мастерства учителя
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельн ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru