Исторический аспект патриотического воспитания

Новая педагогика » Патриотическое воспитание » Исторический аспект патриотического воспитания

Страница 1

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране.

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса.

В трудах Перикла идеалом человека представлен полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени.

В трагедиях Эсхила "Персы", "Семеро из Фив", Эврипида "Финикиянка" и др. главным лейтмотивом было прославление патриотических чувств, поступков людей, осознающих себя единым целым с государством.

Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к числу их он относил и любовь к Родине.

Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом.

Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

Л.И. Лепелетье в "Плане национального воспитания" отмечал, что дети должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности отечеству.

Г. Кершенштейнер, разрабатывая теорию трудовой школы, отмечал, что такая школа должна воспитывать в детях служение товарищам и государству, воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы.

В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований.

Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын отечества есть одно и то же", он "ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью". Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал:" Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества".

А.П. Куницьн в "Наставлении воспитанникам" подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: "водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах".

Важной задачей воспитательной работы учебного заведения он считал: "усилить круг преподавания таких предметов, которые способствовали бы ко внушению . любви к вере и добродетели, любви к Отечеству"

Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов в работе "О системе наук, приличных в наше время детям ." подчеркивал, что у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе", причем, долг к Отечеству требует, "чтоб делиться с ним своими способностями .

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru