Исторический аспект патриотического воспитания

Новая педагогика » Патриотическое воспитание » Исторический аспект патриотического воспитания

Страница 2

Безумно жертвовать своими выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему". Определяя понятие "Отечество", ученый отмечал, что "оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями.

Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка".

Рассматривая понятие " патриотизм", автор подчеркивает, что " патриотизм может быть так же ложным или недостигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность, презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты".

Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно "возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать". К главным идеям, которые должны определять нравственное и умственное воспитание, он относил: " 1) чувство религиозного, 2) любви к прекрасному и истинному и 3) любви к отечественному, или национальному" .

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности.

При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".

В.Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: "Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством . Любить свою родину -- значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому".

После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени.

Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Методы обучения
При практической реализации педагогической технологии особое место занимает выбор методов обучения, так как от этого в значительной степени зависит результативность применения технологии. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее широко распространена классификация по способу пр ...

Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов
Бурно развивающийся мир выдвигает нам все новые и новые требования. И единственный способ им соответствовать – постоянно повышать уровень своего образования. Судите сами: каждые 18 месяцев количество информации в мире удваивается, а наши навыки ее восприятия практически не изменяются со школьной па ...

Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования
Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспита ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru