Применение имитационных игр и их влияние на социально-психологические особенности личности студентов

Новая педагогика » Имитационные игры как современный способ обучения » Применение имитационных игр и их влияние на социально-психологические особенности личности студентов

Страница 1

В последнее время имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и испробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени (неизвестно, понадобятся ли?), а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе.

Несомненное преимущество деловых игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. В игровой ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию ответственных решений в напряженной обстановке, к эффективному использованию должностных полномочий. Однако главным достоинством этого метода является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца. Деловая игра, аккумулируя время, снимает ограничения, накладываемые долговременной памятью, позволяет произвести более глубокий причинно-следственный анализ ситуации. Метод включает в себя содержательный анализ фактора времени, для этого во многие игры вставляются временные лаги, чтобы решения принимались за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация, где начинают реализовываться последствия этих решений.

В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности учащихся. Во-первых, игры создают условия для совместной деятельности студента и преподавателя. Во-вторых, активизация достигается за счет приближения игровых условий к реальным. В-третьих, игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание. В - четвертых, в игре студент мобилизует весь свой опыт, знания, умения, навыки. И, наконец, в - пятых, сам процесс игры предлагает творческую активность субъекта-обучающегося, перед которым поставлена цель.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

осознание собственного роста, продвижения в познании выбранной профессии, осознавание ответственности за собственные достижения и себя самого в профессии;

радость овладения более совершенными способами деятельности, усиление познавательной и профессиональной мотивации;

удовольствие от процесса познавательной деятельности;

чувство собственного достоинства, повышение самооценки за счет решения практических задач.

Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на самоутверждение перед обществом, обостренная потребность в создании своего собственного мира, стремление к профессиональному становлению. Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели .

Путем введения в обучение имитационных игр решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружающей действительности. С точки зрения А.А. Тюкова (2000) процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Вопросы для диагностики качества подготовки и реализации сценария урока
Учителю необходимо уметь обосновать и оценить самому: 1. Учебные цели урока, его этапов, отдельных видов работ учащихся по формированию у них системы знаний. (Дифференцировано). 2. Цели формирования целостных ориентаций (воспитательные — в узком значении слова). З. Задачи интеллектуального развития ...

Психолого-педагогические особенности возрастного развития старшеклассников
Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет (в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость). В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет ...

Наука в период независимости
Важным фактором и предпосылкой развития образования, культуры, повышение качества рабочей силы всегда была наука. Без мощной научной базы эффективная рыночная экономика просто не может развиваться. До обретения Украиной независимости украинская культура была слишком ориентирована на потребности вое ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru