Личностный принцип. В данном случае предполагается рассмотрение личности студента как единого целого, а также того, что каждый индивид является индивидуальной и неповторимой личностью, обладающей как общими, свойственными всем людям характеристиками, так и уникальными, свойственными ему одному, качествами. В данном исследовании личностный принцип предполагал учет индивидуальных особенностей студентов, которые в дальнейшем принимались во внимание как факторы, на которые влияют проведение имитационных игр в процессе обучения.
В данной работе мы использовали такие методы как: метод теоретического анализа литературы, анкетирование, психодиагностический метод и метод математической обработки.
Метод теоретического анализа литературы – метод, при котором для анализа какого-либо явления изучается литература по интересующей нас проблеме. В нашем исследовании мы изучили основные труды, относящиеся к исследованию и описанию активных методов обучения и, в частности имитационных игр. Также использовался психодиагностический метод, который позволил оценить социально-психологические характеристики студента, систему его отношений, состояний и представлений, причем сделать это в единообразной и достоверной форме. Анкетирование - получение первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования.
В нашем исследовании мы использовали следующие методики:
|
№ |
Методика |
Диагностируемый компонент |
Респонденты |
|
1 |
«Методика личностного дифференциала» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева, 1997); |
Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. |
Студенты |
|
2 |
«Диагностика мотивации успеха и боязни неудач» (В. А. Козлов, А. И. Фельдман, 2007); |
Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности — стремления к успеху и избегания неудачи. |
Студенты |
|
3 |
Методика «Уровень субъективного контроля (УСК)» (Бажин А. И., Голыкина А. Е., 2000) |
Изучается локус-контроля относительно здоровья, работы, межличностных отношений, а также общий локус-контроля |
Студенты |
|
4 |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра (Туник Е. В., 2009); |
Предназначен для оценки структуры интеллекта. Обеспечивает диагностику вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического компонентов интеллекта. В тест входят девять субтестов. |
Студенты |
|
5 |
Анкета |
Биографические данные (возраст, состав семьи, род занятий родителей и т.д) |
Студенты |
Обоснование выборки
Исследование проводилось на базе университета АУЦА среди студентов 4 курса факультетов менеджмента и журналистики. На факультете менеджмента в обучении студентов с 2006 года введены имитационные игры, в основном они строятся как обучение принятия управленческих решений. На факультете журналистики такое обучение не ведется. В исследовании приняли участие 62 студента очного отделения, 30 с факультета менеджмента, 32 – с журналистики. Возраст студентов колебался от 20 до 22 лет.
Не случайно изучение роли имитационных игр в учебной деятельности студентов. На четвертом курсе студент, как правило, уже сознательно определился с выбором профессии и начинает искать работу по специальности. Но полученные теоретические знания не всегда помогают им в этом начинании. Поэтому столь велика роль имитационных игр на этом этапе профессионализации личности трудящегося.
Познавательно о обучении:
Урок – литературная композиция
Тема: «Мне все равно эта жизнь полюбилась…» Особенности художественного мира С. А. Есенина. Концептуальная цель курса: развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни Цель урока: познакомиться с творческой биографией поэта, ху ...
Обучение старшеклассников работе с текстовым
процессором с учетом методов психологического воздействия
Главной особенностью обучения работе с текстовым процессором в старших классах является отсутствие новизны темы. Каждый ученик, так или иначе, уже сталкивался с проблемой создания текстового документа по средствам одного из текстовых процессоров. Как правило, начиная с седьмого-восьмого класса, уча ...
Психологический и физиологический аспекты адаптации ребенка к школе
Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, в котором происходят формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...