Личностный принцип. В данном случае предполагается рассмотрение личности студента как единого целого, а также того, что каждый индивид является индивидуальной и неповторимой личностью, обладающей как общими, свойственными всем людям характеристиками, так и уникальными, свойственными ему одному, качествами. В данном исследовании личностный принцип предполагал учет индивидуальных особенностей студентов, которые в дальнейшем принимались во внимание как факторы, на которые влияют проведение имитационных игр в процессе обучения.
В данной работе мы использовали такие методы как: метод теоретического анализа литературы, анкетирование, психодиагностический метод и метод математической обработки.
Метод теоретического анализа литературы – метод, при котором для анализа какого-либо явления изучается литература по интересующей нас проблеме. В нашем исследовании мы изучили основные труды, относящиеся к исследованию и описанию активных методов обучения и, в частности имитационных игр. Также использовался психодиагностический метод, который позволил оценить социально-психологические характеристики студента, систему его отношений, состояний и представлений, причем сделать это в единообразной и достоверной форме. Анкетирование - получение первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования.
В нашем исследовании мы использовали следующие методики:
№ |
Методика |
Диагностируемый компонент |
Респонденты |
1 |
«Методика личностного дифференциала» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева, 1997); |
Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. |
Студенты |
2 |
«Диагностика мотивации успеха и боязни неудач» (В. А. Козлов, А. И. Фельдман, 2007); |
Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности — стремления к успеху и избегания неудачи. |
Студенты |
3 |
Методика «Уровень субъективного контроля (УСК)» (Бажин А. И., Голыкина А. Е., 2000) |
Изучается локус-контроля относительно здоровья, работы, межличностных отношений, а также общий локус-контроля |
Студенты |
4 |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра (Туник Е. В., 2009); |
Предназначен для оценки структуры интеллекта. Обеспечивает диагностику вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического компонентов интеллекта. В тест входят девять субтестов. |
Студенты |
5 |
Анкета |
Биографические данные (возраст, состав семьи, род занятий родителей и т.д) |
Студенты |
Обоснование выборки
Исследование проводилось на базе университета АУЦА среди студентов 4 курса факультетов менеджмента и журналистики. На факультете менеджмента в обучении студентов с 2006 года введены имитационные игры, в основном они строятся как обучение принятия управленческих решений. На факультете журналистики такое обучение не ведется. В исследовании приняли участие 62 студента очного отделения, 30 с факультета менеджмента, 32 – с журналистики. Возраст студентов колебался от 20 до 22 лет.
Не случайно изучение роли имитационных игр в учебной деятельности студентов. На четвертом курсе студент, как правило, уже сознательно определился с выбором профессии и начинает искать работу по специальности. Но полученные теоретические знания не всегда помогают им в этом начинании. Поэтому столь велика роль имитационных игр на этом этапе профессионализации личности трудящегося.
Познавательно о обучении:
Агрессия как социальное явление, и ее изучение
Для анализа проблемы агрессивности детей мной были изучены работы известных педагогов и психологов, что помогло мне выявить следующие аспекты. При изучении агрессивного поведения людей, ученые всегда сталкивались со множеством серьезных проблем. Одной, из которых является принятие общего определени ...
Разработка план – конспектов уроков по разделу «Интерьер жилого дома»
План-конспект №1 Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов». Тема урока: "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру». Класс: 7. Цели урока: 1. Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2. Вос ...
Методология школьного эксперимента. Мысленный эксперимент. Гипотеза. Теория
Знания о физическом научном эксперименте формируются прежде всего в процессе ознакомления школьников с историческими опытами. Чтобы оно было эффективным, требуется выполнение ряда условий. Следует знакомить учащихся с такими историческими опытами, которые в развитии физики сыграли значительную роль ...