Цель: Выявить и апробировать педагогические условия формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
В эксперименте участвуют 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет.
10 детей – контрольная группа
10 детей – экспериментальная группа.
Методика 1.
Используется диагностика экологических знаний дошкольников О. Соломенниковой, адаптированная для детей 3-4 лет в соответствии с требованиями «Программы воспитания ребенка-дошкольника».
Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:
- о растительном мире;
- о мире животных;
- о неживой природе;
- о временах года;
- отношение к миру природы.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Задание 1. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей мира животных.
Оборудование: Дидактические игры для детей II младшей группы «Угадай, где мы живем», «Большие и маленькие».
Картинки с изображением птиц (голубь, воробей, ворона, сорока, курица, петух, утка, гусь), рыб.
Проведение: Предлагаю поиграть ребенку в игру «Угадай, где мы живем». Перед ребенком две картинки: одна с изображением деревенского дома, вторая – с изображением леса и картинки с изображением разных домашних и диких животных. Ребенку нужно «поселить» каждое животное в среду его обитания. После того, как ребенок справился с заданием, предлагается игра «Большие и маленькие». Ребенку нужно назвать домашних и диких животных и их детенышей.
Далее ребенку предлагаются картинки с изображением птиц и рыб. Ребенку нужно отобрать те картинки, которые называет воспитатель.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень. (3 балла)
Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу).
Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).
Средний уровень. (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика.
Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.
Уровень ниже среднего. (1 балл)
Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.
Не может назвать детенышей домашних и диких животных. Не может назвать признаки типичных представителей разных групп животных (животные, птицы, рыбы).
Задание 2. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Карта с изображением травы, деревьев, цветов. Карточки-модели с изображением частей дерева, частей растений.
Проведение: Воспитатель просит показать на карте деревья, траву, цветы. Спрашивает названия деревьев, изображенных на картине (ель, береза). Спрашивает, чем ель отличается от березы, что у них общего.
Познавательно о обучении:
Экономическое образование на рубеже веков. Взгляд в
будущее
Действительно, развитие российской экономики и экономического образования взаимообусловлено. В этой связи надеяться, экономическое оживление в России окажет благотворное воздействие на становление в стране экономической высшей школы. Рост доходов населения увеличивает платёжеспособный спрос, а стаб ...
Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то ...
Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у
дошкольников
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения ...