Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе

Новая педагогика » Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе » Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе

Страница 1

Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определенную матрицу эмоциональных стереотипов.

«Праздник - это повод проявить себя и выразить внимание к другим людям, вступить с ними в неформальный, эмоционально окрашенный контакт». Дети с помощью праздника могут не только проявить активность, но и ощутить свободу самовыражения, как бы отдохнуть от школьных правил, дисциплины, напряженности учебных будней; праздник предоставляет детям некоторые суверенные права и свободы. В процессе праздника у ребенка формируется уважительное отношение к себе, посредством собственной активности преодолеваются личные недостатки. Детский праздник - важный фактор интеллектуального и физического развития детей.

«Во время праздника дети активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и оказывают влияние и на настоящую, и на всю последующую жизнь. Детский праздник способствует самореализации ребенка, благоприятен для формирования возвышенных общечеловеческих идеалов и выработки системы предпочтений. Праздничная среда – это сфера социализации».

В психологических словарях статус определяется следующим образом: «Статус – положение субъекта в межличностных отношениях, определяющее его права, обязанности и привилегии».

«Под школьным статусом предлагается понимать соотносительное положение ребенка в системе школьных прав и обязанностей, которое определяется:

1) системой прав и обязанностей школьника и нормами школьной жизни;

2) реальным обеспечением этой системы, как со стороны ученика, так и со стороны учителя;

3) Переживанием ребенком своего положения».

«Поступает ребенок в школу с желанием или нет - в любом случае он становится школьником, и все его отношения к людям и к себе определяются теперь этим новым статусом. Психическое самочувствие его начинает зависеть оттого, как он справляется со своими школьными обязанностями. Придя в класс, ребенок сталкивается, прежде всего, с жесткими требованиями, нормами и правилами, по которым устроена школьная жизнь. Причем эти нормы одинаковы для всех детей, исполнение их обязательно и не зависит от индивидуальных особенностей. Часть из них служит организации индивидуальной деятельности ученика и направлена на повышение ее продуктивности (расположение учебных принадлежностей на парте, ведение записей в тетрадях, требования к осанке и т.д.).

Другую группу составляют правила, направленные на урегулирование отношений учеников между собой и с учителем (вхождение и выход из класса в определенном порядке, обязательное приветствие учителя в начале урока, поднимание руки, запрет на разговоры с соседом и перемещение по классу и т.д.).

При благополучном вхождении ребенка в школьную жизнь, т.е. тогда, когда ребенок располагает ресурсом, достаточным для совместного с учителем построения системы отношений, у психолога нет необходимости обращаться к основаниям действий взрослого и ребенка». С нашей точки зрения этот ресурс ребенок может обнаружить в празднике.

Неблагополучие ребёнка в классе, низкий социальный статус формирует низкую самооценку, провоцирует неблагополучие во всех сферах деятельности, в которые ребёнок включён через межличностное взаимодействие, прежде всего, в учебной деятельности. Праздник является неотъемлемой частью жизни детей младшего школьного возраста. Именно праздник побуждают зрителей к активной позиции, объединяют их в проявлении чувств, создают атмосферу сопереживания и участия. Он же помогает ребенку приобрести социально- личностную позицию ученика в классе и ведет к неуклонному возрастанию его самооценки. Когда ребёнок включён в группу, он имеет хорошую психологическую защиту и возможность саморегуляции саморазвития. Социальный статус во многом определяет социальное самочувствие ребёнка, а, следовательно, успешность протекания его адаптации к школе.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Исследование уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов
На итоговом занятии в 6 «Б» и 7 «А» классах присутствовало по 13 человек. Для проведения исследования уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов учащимся 7 «А» класса было предложено рассказать по составленному нами плану о себе, своих увлечениях, любимы ...

Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны ), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), соц ...

Пересдача зачетов
При пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся как можно скорее, иначе они будут накапливаться, и затруднять изучение последующих тем. Время на таку ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru