Дальтон-технологии и их роль в литературном образовании старшеклассников

Новая педагогика » Дальтон-технологии и их роль в литературном образовании старшеклассников

Изучению в средней школе литературы, русской в частности, на современном этапе развития общества придается большое значение. Являясь отраслью человековедения, она содержит ценный социально-культурный опыт, представленный системой художественных образов.

Полноценное усвоение программных произведений школьниками сегодня невозможно организовать без использования инновационных технологий, активных форм и методов обучения, в основе которых лежат деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Это не означает, что в преподавании литературы происходит отказ от традиционных способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Так, ученики 8-11 классов могут писать и защищать рефераты, составлять конспекты, хронологические и персональные таблицы, где прослеживается эволюция литературного процесса в определенный период или отражается жизненный и творческий путь писателя и т.д. Как одна из форм работы может применяться составление старшеклассниками "коллекции" афоризмов о личности изучаемого автора, его творчестве, жизненной позиции. В то же время основными методами преподавания школьного курса литературы становятся проблемное и проектное обучение, что связано с сокращением часов, отводимых на изучение отдельных произведений или творчества некоторых писателей.

Применение проблемных методов позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить их мотивацию, а также результативность работы. Проблемные занятия проводятся в диалоговом режиме, что формирует у школьников коммуникативные навыки, содействует освоению позиций разных участников процесса коммуникации: автора высказывания, слушателя, критика, оппонента и др. При этом в качестве основных организационных форм и методов обучения используются беседа, дискуссия, дебаты.

Одним из наиболее эффективных средств освоения курса русской литературы, как показывает опыт, является использование проектно-исследовательского обучения Дальтон-технологии. В изменяющихся условиях литературного образования данные технологии имеют большие перспективы: проектное обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учет их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию учебно-познавательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет изучить значительный объем материала достаточно глубоко. Дальтон-урок – одна из форм организации самостоятельной работы учащихся, где они сами планируют свою учебную деятельность и соответственно несут за это личную ответственность. Дальтон-урок может проводиться на этапе изучения нового материала, отработки основных понятий, а также закрепления и обобщения темы. На таких уроках учащиеся могут работать в группе, в паре, самостоятельно. Обязательно указываются средства обучения на уроке: справочники, словари, дополнительная литература, видеофильмы, памятки, карты. Учитель подбирает для Дальтон-урока творческие разноуровневые задания для обеспечения свободы выбора и максимальной индивидуализации, учит детей распределять время для выполнения задания, определяет сроки выполнения работы, формы контроля.

Необходимость использования на уроках литературы таких методов, как Дальтон-технологии, объясняется следующим: во-первых, каждый учащийся становится в позицию исследователя, во-вторых, его роль в работе меняется в зависимости от этапа исследования. Для достижения результата учащиеся включаются в самостоятельную деятельность на значительный промежуток времени, причем им необходимо самостоятельно находить решение проблемы, привлекая знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия собственной деятельности.

При изучении на уроках литературы в 10 -11 классах обзорных и монографических тем наиболее эффективным является обучение в сотрудничестве, которое позволяет решать дидактические и воспитательные задачи комплексно, максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Эта технология направлена на формирование таких социально значимых личностных качеств и умений, как ответственность, инициативность, коммуникабельность, умение работать в команде, аргументировать свою точку зрения, выступать перед слушателями, работать с информацией и т. д.

Важно показать учащимся не только познавательную, но и социальную, практическую мотивацию их деятельности, а перед началом занятия дать им четкую инструкцию по выполнению задания, объяснить способ работы и оценивания знаний.

Такие технологии обучения могут использоваться как на базовом, так и на углубленном уровне изучения русской литературы. Это объясняется тем, что в них делается акцент не на уровень подготовленности ученика, а на степень развития у него общеучебных умений (анализировать, конспектировать, классифицировать, отбирать информацию, сравнивать и т. п.), универсальных способностей (способность к самоопределению, рефлексии, общению) и личностных качеств (коммуникабельность, ответственность, инициативность и т. д.). Данные технологии значительно повышают интерес учащихся к урокам, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс и формируют у учащихся важнейшие социальные компетенции.

Познавательно о обучении:

Изучение коррекционно-педагогической работы специалистов группы компенсирующей направленности в различных видах деятельности
Непосредственно-образовательная деятельность (физкультурная) Организация и проведение Характеристика программного содержания: Все задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) соответствуют программе группы, уровню развития детей данной группы. Программное содержание насыщено, конкретно ...

Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования
Для исследования нами были отобраны две выборки студентов АУЦА: первая группа была представлена студентами 4 курса факультета менеджмента, в чьих занятиях проводились имитационные игры. Вторая группа – это студенты 4 курса факультета журналистики, у них имитационные игры в процессе обучения не испо ...

Методы психологического воздействия на учащихся
Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием «психологическое воздействие», то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериальног ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru