Дальтон-технологии и их роль в литературном образовании старшеклассников

Новая педагогика » Дальтон-технологии и их роль в литературном образовании старшеклассников

Изучению в средней школе литературы, русской в частности, на современном этапе развития общества придается большое значение. Являясь отраслью человековедения, она содержит ценный социально-культурный опыт, представленный системой художественных образов.

Полноценное усвоение программных произведений школьниками сегодня невозможно организовать без использования инновационных технологий, активных форм и методов обучения, в основе которых лежат деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Это не означает, что в преподавании литературы происходит отказ от традиционных способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Так, ученики 8-11 классов могут писать и защищать рефераты, составлять конспекты, хронологические и персональные таблицы, где прослеживается эволюция литературного процесса в определенный период или отражается жизненный и творческий путь писателя и т.д. Как одна из форм работы может применяться составление старшеклассниками "коллекции" афоризмов о личности изучаемого автора, его творчестве, жизненной позиции. В то же время основными методами преподавания школьного курса литературы становятся проблемное и проектное обучение, что связано с сокращением часов, отводимых на изучение отдельных произведений или творчества некоторых писателей.

https://www.bordur-trotuar.ru бордюрный бортовой камень: бордюрный камень прайс.

Применение проблемных методов позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить их мотивацию, а также результативность работы. Проблемные занятия проводятся в диалоговом режиме, что формирует у школьников коммуникативные навыки, содействует освоению позиций разных участников процесса коммуникации: автора высказывания, слушателя, критика, оппонента и др. При этом в качестве основных организационных форм и методов обучения используются беседа, дискуссия, дебаты.

Одним из наиболее эффективных средств освоения курса русской литературы, как показывает опыт, является использование проектно-исследовательского обучения Дальтон-технологии. В изменяющихся условиях литературного образования данные технологии имеют большие перспективы: проектное обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учет их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию учебно-познавательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет изучить значительный объем материала достаточно глубоко. Дальтон-урок – одна из форм организации самостоятельной работы учащихся, где они сами планируют свою учебную деятельность и соответственно несут за это личную ответственность. Дальтон-урок может проводиться на этапе изучения нового материала, отработки основных понятий, а также закрепления и обобщения темы. На таких уроках учащиеся могут работать в группе, в паре, самостоятельно. Обязательно указываются средства обучения на уроке: справочники, словари, дополнительная литература, видеофильмы, памятки, карты. Учитель подбирает для Дальтон-урока творческие разноуровневые задания для обеспечения свободы выбора и максимальной индивидуализации, учит детей распределять время для выполнения задания, определяет сроки выполнения работы, формы контроля.

Необходимость использования на уроках литературы таких методов, как Дальтон-технологии, объясняется следующим: во-первых, каждый учащийся становится в позицию исследователя, во-вторых, его роль в работе меняется в зависимости от этапа исследования. Для достижения результата учащиеся включаются в самостоятельную деятельность на значительный промежуток времени, причем им необходимо самостоятельно находить решение проблемы, привлекая знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия собственной деятельности.

При изучении на уроках литературы в 10 -11 классах обзорных и монографических тем наиболее эффективным является обучение в сотрудничестве, которое позволяет решать дидактические и воспитательные задачи комплексно, максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Эта технология направлена на формирование таких социально значимых личностных качеств и умений, как ответственность, инициативность, коммуникабельность, умение работать в команде, аргументировать свою точку зрения, выступать перед слушателями, работать с информацией и т. д.

Важно показать учащимся не только познавательную, но и социальную, практическую мотивацию их деятельности, а перед началом занятия дать им четкую инструкцию по выполнению задания, объяснить способ работы и оценивания знаний.

Такие технологии обучения могут использоваться как на базовом, так и на углубленном уровне изучения русской литературы. Это объясняется тем, что в них делается акцент не на уровень подготовленности ученика, а на степень развития у него общеучебных умений (анализировать, конспектировать, классифицировать, отбирать информацию, сравнивать и т. п.), универсальных способностей (способность к самоопределению, рефлексии, общению) и личностных качеств (коммуникабельность, ответственность, инициативность и т. д.). Данные технологии значительно повышают интерес учащихся к урокам, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс и формируют у учащихся важнейшие социальные компетенции.

Познавательно о обучении:

Рождество в Англии
Идея сделать 25 декабря праздником Рождества появилась в 4 веке. Церковь стремилась избавиться пережитков язычества: дело в том, что примерно в это же время по традиции отмечался день рождения римского бога солнца. Поэтому отцы церкви решили учредить новый, христианский праздник в честь дня рождени ...

Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности
В качестве методики исследования мы выбрали опросник "Индекс жизненного стиля" Плутчика-Келлермана-Конте. Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты "Я" и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу "верно-неверно". Измеряются восемь ...

Понятие стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональ ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru