Психологические особенности дошкольников на 4, 5 и 6-м годах жизни

Новая педагогика » Особенности восприятия комикса дошкольниками » Психологические особенности дошкольников на 4, 5 и 6-м годах жизни

Страница 2

Представление о том, что обучение дошкольников почти не отличается от обучения в школе, неверно. Отсюда и тяга к информационной модели обучения, попытка внедрить классно-урочную систему обучения путем введения предметного преподавания, при котором каждый предмет ведет отдельный педагог.

Обучение детей дошкольного возраста не ограничивается одними занятиями, большую часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения – в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игры, наблюдения. Обучение на занятиях и вне занятий – своеобразная цепь, где каждое звено увязано с последующим и предыдущим. Педагог, ведущий занятия по тому или иному предмету, может стать хорошим информатором, но участвовать в интегрированном процессе обучения вряд ли сумеет.

В последнее время все большее внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в обучении. Цель такого обучения – обеспечить личностное становление ребенка. Педагог признает самоценность личности ребенка, его индивидуальность. Поэтому он не стремится дать дошкольнику знания, а целенаправленно развивает его способности.

Желание учиться появляется у ребенка тогда, когда содержание обучения отвечает его актуально проявляющимся потребностям, чувственным связям с окружающим миром. Часто усложнение содержания многих занятий (раннее обучение грамоте, счету, письму) ошибочно принимается за подготовку детей к школе. Ребенок часто не испытывает потребность в подобных знаниях и необходимость их усвоения воспринимает как насилие над собой. Обучение благоприятно для развития ребенка в том случае, если он переживает радость от процесса деятельности и ее результата. Задача педагога – определить меру трудностей предполагаемого задания. Однако необходимо учитывать, что на ребенке одинаково пагубно скажутся как недооценка его возможностей, так и перегрузка.

Формирование мыслительных (интеллектуальных) способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач.

Как указывал А.В. Запорожец, в дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания – восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические образования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека.

Наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности – это сюжетно-ролевая игра и так называемая «продуктивная деятельность» (рисование, конструирование, лепка, аппликация и другое). Они содержат в себе компоненты, воздействующие на психическое развитие дошкольника. Эти виды деятельности имеют одну общую особенность – моделирующий характер. Дети не просто «символизируют» или обозначают предметы, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Наглядная модель может быть использована как средство перевода детей от решения задачи в наглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане.

Речь

В дошкольном возрасте завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления детей, а также предметом изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык становится действительно родным.

Интенсивно растет словарный запас речи. На этом возрастном этапе велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Словарный запас детей 4-летнего возраста достигает в среднем 1500 слов и существенно расширяется к 5 годам (2000 слов), а в 6 лет – 2500-3000 слов, но до среднего словарного запаса взрослых, который составляет 12000–13000 слов, ребенку надо пройти еще долгий путь.

Дети постигают смысл конкретных понятий раньше, чем абстрактных. Вот почему слова типа «стол», «стул», «кровать» и тому подобные появляются в их речи первыми, и уж потом, спустя определенный период времени, дети начинают употреблять дети начинают употреблять понятия типа «счастье», «надежда». Такие слова взрослые замечают в речи детей в возрасте 5 лет.

Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка (строения слова) и синтаксического (построения фразы). Ребенок 5-ти лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Слова, создаваемые ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Организация и содержание коррекционной программы по развитию воображения
По итогам диагностики проведенной нами в начале учебного года, мы составили программу для развития творческого и воссоздающего воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели: · развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; · обучение целенаправленному использ ...

Самостоятельность как интегративное свойство личности
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию ра ...

Янош Больяй
В семье венгерского математика Фаркаша Больяй родился сын Янош 15 декабря 1802 года в местечке Коловожар, ныне Клуж Напока. С детских лет сын мечтал продолжить работу отца, который занимался проблемами геометрии, пытался доказать пятый постулат Евклида. Еще будучи студентом Военно-инженерной академ ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru