«У лысого голова – босиком».
«Разве в буфете нет хлеба?» – «Кусочек есть, только он пожилой.
Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!»
То, что дети усваивают грамматические формы языка и приобретают активный словарь, позволяет им к концу дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Сохраняется и ситуативная речь, но в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску.
В дошкольном возрасте дети овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослым. У детей появляются развернутые сообщения-монологи, рассказы, в которых они передают свои мысли, впечатления, переживания. В общении друг с другом у детей развивается диалогическая речь, которая включает в себя указания, оценку, согласование игровых действий. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия, рассуждать о способах решения задач.
Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным в развитии речи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, и рассказать обо все на свете.
Восприятие
Восприятие у детей в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным. В нем выделяют произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что дети начинают активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, они тем самым и выделяют для себя эти свойства; называя предметы, они отделяют их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видят и понимают реальные отношения между ними.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, в предметах замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов. На протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.
Внимание
Внимание ребенка дошкольного возраста чаще является непроизвольным и вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Чем лучше развита речь ребенка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, зависящие от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, разница в устойчивости их внимания достигает 1,5-2 раз.
Мышление
Заметные изменения происходят и с нервной системой, мозгом, хотя внутренние перемены наблюдать труднее, чем внешние. Мозг увеличивается в размерах, на нем образуются новые извилины, он как бы сморщивается и уплотняется. У взрослого мозг весит около 1,4 кг, а по объему равен примерно двум кулакам. К 5 годам мозг ребенка по размеру составляет почти 90% мозга взрослого и по весу он в этом возрасте ближе к мозгу взрослого, чем любой другой орган.
Утверждают, что одновременно с увеличением веса мозга продолжает увеличиваться число нервных клеток, растет количество связей между ними в коре и других участках мозга и нервной системы.
Головной мозг состоит из двух полушарий, которые выполняют разные функции. Левое полушарие ответственно за речь и управление двигательными актами. Область зрительно-пространственных и многих других восприятий находится «в ведении» правого полушария. Связи между ними у детей до 2 лет еще очень слабы, но потом значительно укрепляются.
Некоторые исследователи полагают, что у мальчиков и девочек мозг развивается по-разному. Согласно их мнению, раннее доминирование левого полушария объясняет лучшую способность девочек к усвоению навыков речи по сравнению с мальчиками. Существует также предположение о том, что у мальчиков доминирует правое полушарие, и поэтому у них раньше, чем у девочек, развивается двигательная активность.
Познавательно о обучении:
Принципы досуга
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся: 1. Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченност ...
Цель и задачи воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировка встречается уже у философов и педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель у ...
Методические рекомендации по развитию одаренности в области
художественной деятельности
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...