Особенности интеллектуальной одаренности

Страница 1

Психологическим изучением детской одарённости и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребёнка можно "сформировать" любые нужные качества. На положении дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различия между детьми по одарённости "вышли из тени" и вызывают теперь большой интерес. Несомненна реальность и значимость этой проблемы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. При этом большое внимание уделяется подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к учению и творчеству детьми. Педагог не только должен овладеть научными и учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одарённости своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность.

Имеющиеся в психологии материалы позволяют обратить внимание учителей и воспитателей на 3 категории одарённых в умственном отношении детей.

Одна категория – дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах.

Другая категория – дети с признаками специальной умственной одарённости, например в математике, или какой-либо другой области науки. Такие учащиеся с достаточной определённостью могут обнаруживаться в подростковом возрасте.

Третья категория – дети, хотя и не достигающие почему-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Выражение "одаренный ребенок" не означает, что ранние признаки повышенных возможностей познавания, эмоциональной отзывчивости или творчества уже позволяют с уверенностью судить о будущем потенциале растущего человека. Каждому такому ребенку (как и любому другому) предстоит свой путь к зрелости, в ходе которого многое может перемениться под влиянием обстоятельств, внутренних и внешних.

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать, увлекаются различными умственными занятиями (например, освоением географических карт, разного рода вычислениями, словесными упражнениями). Встречаются дошкольники, которые свободно оперируют дробями, пишут печатными буквами без ошибок длинные фразы. При этом они быстрее и правильнее своих ровесников, при прочих равных условиях, умеют анализировать, обобщать, делать выводы.

Для детей этой категории характерны повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность, прилагать усилия. Им нравится напрягать ум. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям, к новой "умственной нише" побуждает их к проявлению инициативы, к неиспробованным ходом мысли, к творческим попыткам. При этом их неустанная умственная активность неразрывно связана с её само регуляцией. Такие дети не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями; при увлекающем занятии даже самые подвижные из них могут длительно поддерживать умственное напряжение или неоднократно возобновлять усилия. Вряд ли можно заставить таких детей быть пассивными, бездельничать. Их мозг нуждается не в отдыхе — ему необходима работа

В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их ровесники, при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно таких детей — с ускоренным умственным развитием — чаще всего и называют одаренными.

Их умственные успехи нельзя объяснить какими-нибудь особыми внешними условиями. Такой ребенок может оказаться и в семье с низким образовательным уровнем и в семье, где ребенку уделяется мало внимания. Свойственная таким детям активность ума придает положительную эмоциональную окраску их умственным занятиям, повышает уровень мыслительной работы, пробуждает дремлющие силы.

Среди особенностей детей с ускоренным умственным развитием очень заметна их чрезвычайная способность к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Они впитывают, присваивают огромный объем информации, зачастую улавливая не столько ее содержание, сколько более доступную им "форму", отдельные выражения, формулировки. В этом обнаруживается своеобразный формализм их умственной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Отметки и оценки на контрольных этапах
Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка – это при ...

Понятие и аспекты патриотизма
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого "земляк, соотечественник") - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для раз ...

Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога
Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую. В.О. Ключевский Речь как основное средство педагогического взаимодействия 2. Упражнения на развитие фонационного дыхания 3. Упражнения на развитие голоса 4. Упражнения на развитие выразительности речи 5. Упражнени ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru