Методы проведения факультативных занятий

Страница 1

Методы проведения факультативных занятий должны обеспечивать:

1. Преемственность методов, применяемых на основных и факультативных занятиях, по математике означает, что методы, используемые на факультативных занятиях, являются естественным продолжением методов, используемых на основных уроках.

2. Соответствие целей и задач обучения, предполагает выбор методов обучения и целей для учета задач образования, воспитания и развития, которые будут реализовываться на данном этапе и на протяжении изучения всего материала факультативного курса.

3. Соответствие содержания факультативных занятий предполагает, использование тех или иных методов обучения, зависящих от содержания изучаемого материала. Различное содержание требует применения различных форм и методов обучения.

4. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития подростков предполагает такой выбор методов обучения, которые в наибольшей степени помогли лучше развить «интеллектуальные операции в познавательной деятельности», формировать технику самообразования, рациональной работе с учебным материалом, (конспектирование, рефераты, использование тезисов, работа с учебником).

5. Методическая классификация методов обучения должна соответствовать трактовке методов обучения математике. Математическое содержание учебного предмета развивается главным образом посредством индукции, дедукции и обобщения, а способы взаимодействия учителя и ученика выражаются через репродукцию, эвристику и исследование.

По характеру учебно-познавательной деятельности и организации материала можно выделить следующие методы обучения:

1) индуктивно-репродуктивный:

2) индуктивно-эвристический:

3) индуктивно-исследовательский:

4) дедуктивно-репродуктивный:

5) дедуктивно-эвристический:

6) дедуктивно-исследовательский:

7) обобщенно- репродуктивный:

8) обобщенно-эвристический:

9) обобщенно-исследовательский.

Суть индуктивно-репродуктивного метода заключается в том, что учитель создает такую ситуацию, в которой ученик воспроизводит понятие или теорему в процессе частных случаев, например, посредством решения задач на выделение ситуаций, удовлетворяющих условиям теоремы, или решению задачи (изучение теоремы) осуществляется по плану, предложенному учителем.

Пример. Перед выполнением упражнения на умножение чисел с разными знаками учащиеся получают предписание: «Произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное. Чтобы найти модуль произведения, надо перемножить модули этих чисел». Пользуясь этим предписанием, ученик выполняет упражнения, соотнося свои действия с указанными рекомендациями. Например, умножая –1,5 на 7, ученик указывает, что даны числа с разными знаками, читает по частям предписание и выполняет соответствующие действия.

Дедуктивно-репродуктивный метод предполагает воспроизведение частных случаев в процессе решения задач, где используется общее положение. Например, теорема о сумме смежных углов воспроизводится посредством решения задач на нахождение одного из смежных углов, если задан другой.

При обобщенно-репродуктивном методе цель достигается путем воспроизведения изученных фактов. Например, выполняя упражнения на воспроизведение умножения двучлена вида (а – в) на двучлен вида (а + в) на основе правила умножения многочлена на многочлен, учащиеся получают известную формулу: . Или поэлементное овладение некоторым действием осуществляется в процессе усвоения его компонентов и их совокупностей. Так, усвоение векторного метода предполагает овладение действиями перевода геометрического языка на алгебраический векторный и обратно, сложение и вычитание векторов, представления вектора в виде суммы, разности векторов и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru