Методы проведения факультативных занятий

Страница 2

Индуктивно-эвристический метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Примеры. Упражнения на умножение степеней с одинаковым основанием приводят к открытию определения произведения степеней с одинаковыми основаниями. Выполнение цепочки упражнений на построение образов треугольника и точки пересечения его высот в гомотетии с к=-0,5 относительно точки пересечения медиан этого треугольника приводит к открытию известной теоремы Эйлера.

Дедуктивно-эвристический метод заключается в открытии частностей любого факта при рассмотрении общего случая. Примером проявления этого метода может служить решение любой конкретной задачи на применение какой-либо теоремы. Пусть учителем предложена задача на применение свойств и признаков параллелограмма: «На диагонали ВД параллелограмма АВСД отмечены две точки Р и О так, что РВ = ОД. Докажите, что четырехугольник АВСО – параллелограмм». Её решение позволяет открыть частный случай, заключающийся в том, что указанное в задаче условие обусловливает тот факт, что полученный четырехугольник является параллелограммом. Или: решение конкретного квадратного уравнения по общей формуле приводит к зависимости между заданными коэффициентами при Х2, Х и свободным членом и корнями данного уравнения.

Эвристическое обобщение предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя стороны и углы произвольных треугольников, ученики могут открыть следующую зависимость между углами и сторонами треугольника: против большей стороны треугольника лежит больший угол и наоборот.

Индуктивно-исследовательский метод заключается в проведении исследований различных феноменов посредством изучения их конкретных проявлений. Пример, изучая свойства четырехугольников в зависимости от наличия у них симметрии, приходим к таким видам четырехугольника, как прямоугольник, ромб, квадрат.

Дедуктивно-исследовательский метод заключается в организации исследований посредством дедуктивного развития учебного материала. Он проявляется в таких формах, как аксиоматический метод, метод моделирования, решение задач на применение теорем.

Обобщенное исследование предполагает наличие в учебном материале ситуаций, исследование которых приводит к обобщенному знанию

Например, рассматривая различные случаи расположения вписанных в окружность углов, можно прийти к известной теореме о том, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.

Наряду с традиционной системой обучения, в которой лежит совокупность дидактических принципов, наиболее распространены проблемное и программированное обучение, система обучения Л.В. Занкова.

В качестве основы проблемного обучения предлагается следующая система дидактических принципов:

- научности и систематичности обучения;

- активности и самостоятельности учащихся в обучении;

- единство образования, воспитания и развития;

- связь теории с практикой;

- проблемности.

Организация проблемного обучения предполагает качественно иное взаимодействие учителя и учащихся, специфическое построение учебного материала. Специфика построения учебного материала основывается на выделении ведущих идей курса, их развитии, роли «человеческого фактора» в этом процессе. Важнейшим моментом взаимодействия учителя и обучающихся становится организуемое и руководимое учителем самостоятельное овладение учащимися знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования художественной деятельности. С целью исследования творческого мышления в экспериментальной группе применялся цикл занятий с использованием нетрадиционных методов рисования. Рис.1. Показатели художественной творческой деятельности в экспериментальной группе. Констатирующий эт ...

Методы восстановления при гностических нарушениях детей-билингвов
Соматогностические нарушения 1. «Тактильное домино» Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые, например: справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа – ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п ...

Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru