Индуктивно-эвристический метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Примеры. Упражнения на умножение степеней с одинаковым основанием приводят к открытию определения произведения степеней с одинаковыми основаниями. Выполнение цепочки упражнений на построение образов треугольника и точки пересечения его высот в гомотетии с к=-0,5 относительно точки пересечения медиан этого треугольника приводит к открытию известной теоремы Эйлера.
Дедуктивно-эвристический метод заключается в открытии частностей любого факта при рассмотрении общего случая. Примером проявления этого метода может служить решение любой конкретной задачи на применение какой-либо теоремы. Пусть учителем предложена задача на применение свойств и признаков параллелограмма: «На диагонали ВД параллелограмма АВСД отмечены две точки Р и О так, что РВ = ОД. Докажите, что четырехугольник АВСО – параллелограмм». Её решение позволяет открыть частный случай, заключающийся в том, что указанное в задаче условие обусловливает тот факт, что полученный четырехугольник является параллелограммом. Или: решение конкретного квадратного уравнения по общей формуле приводит к зависимости между заданными коэффициентами при Х2, Х и свободным членом и корнями данного уравнения.
Эвристическое обобщение предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя стороны и углы произвольных треугольников, ученики могут открыть следующую зависимость между углами и сторонами треугольника: против большей стороны треугольника лежит больший угол и наоборот.
Индуктивно-исследовательский метод заключается в проведении исследований различных феноменов посредством изучения их конкретных проявлений. Пример, изучая свойства четырехугольников в зависимости от наличия у них симметрии, приходим к таким видам четырехугольника, как прямоугольник, ромб, квадрат.
Дедуктивно-исследовательский метод заключается в организации исследований посредством дедуктивного развития учебного материала. Он проявляется в таких формах, как аксиоматический метод, метод моделирования, решение задач на применение теорем.
Обобщенное исследование предполагает наличие в учебном материале ситуаций, исследование которых приводит к обобщенному знанию
Например, рассматривая различные случаи расположения вписанных в окружность углов, можно прийти к известной теореме о том, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.
Наряду с традиционной системой обучения, в которой лежит совокупность дидактических принципов, наиболее распространены проблемное и программированное обучение, система обучения Л.В. Занкова.
В качестве основы проблемного обучения предлагается следующая система дидактических принципов:
- научности и систематичности обучения;
- активности и самостоятельности учащихся в обучении;
- единство образования, воспитания и развития;
- связь теории с практикой;
- проблемности.
Организация проблемного обучения предполагает качественно иное взаимодействие учителя и учащихся, специфическое построение учебного материала. Специфика построения учебного материала основывается на выделении ведущих идей курса, их развитии, роли «человеческого фактора» в этом процессе. Важнейшим моментом взаимодействия учителя и обучающихся становится организуемое и руководимое учителем самостоятельное овладение учащимися знаний.
Познавательно о обучении:
Апробация и экспертиза образовательных электронных изданий и ресурсов
Образовательные электронные издания и ресурсы подлежат апробации посредством их реального использования в учебном процессе, демонстрации и обсуждения основных качественных характеристик разработанных средств информатизации образования на конференциях, семинарах, выставках, презентациях и других общ ...
Экспериментальное изучение зависимости степени агрессивности от
особенностей саморегуляции
Для проверки своего предположения о связи саморегуляции и агрессивности, и анализа особенностей стиля саморегуляции у детей с развитой степенью агрессивности, я использовал Опросник Баса – Дарки «Диагностика состояния агрессии» и Опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения (ССП-98)» (см. ...
Технология триз как решение проблемы
Что же такое триз? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления и решения многих творческих проблем, - выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство, - развития творческого мышления, формирова ...