Познание учащихся осуществляется как исследование в процессе интеллектуальной учебной деятельности. В основной школе обеспечивается эвристическим и исследовательским методами.
Под проблемной ситуацией понимаем осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемной задачей или проблемой. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся, а ее формулировка – вызвать интерес, постановка проблемы должна быть естественной. Проблемную ситуацию нужно готовить, она должна создаваться всем ходом урока, быть ее органической частью. Пути создания проблемной ситуации:
Предварительная постановка практической проблемы:
1. Разбор возможностей использования изученного материала:
2. Поиск средств выполнения решения:
3. Решение нешаблонных задач.
В первом случае мы можем предложить учащимся проверить вертикальную кирпичную кладку стен с помощью отвеса. ЕЕ анализ порождает проблему выяснения математической основы этого приема.
Во втором случае мы можем после доказательства тождества .
Возникает вопрос, как использовать его для вычислений. Учащиеся, прежде всего, обращают внимание на применение этой формулы при умножении. С ее помощью можно вычислять квадраты чисел.
Подводя итоги, выделяем следующие вопросы методического обеспечения факультативного курса:
1. Отбор содержания факультативного курса, отвечающего поставленным целям обучения.
2. Разработка программы факультативного курса, в которой предусматривается:
- распределение содержания по занятиям:
- указание вопросов для самостоятельного изучения:
- перечень рефератов, носящих самостоятельный, творческий характер:
- литература, в которую входят: учебно-методические пособия, статьи, книги по тематике факультативного курса.
3. Разработка программ каждого занятия с указанием:
- содержания материала, рассматриваемого на занятии:
- домашнее задание:
- индивидуальные задания:
- темы докладов и сообщений для учащихся:
- литература:
- формы и методы проведения занятий.
4. Составление индивидуальных планов работы школьников, посещающих факультатив, в которых предусматривается:
- выполнение заданий, носящих образовательный воспитательный и развивающий характер:
- работа с научно- популярной литературой:
- подготовка докладов и сообщений:
- написание реферата.
Первой русской учебной книгой по математике была «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703): в 1739 переведены на русский язык «Начала» Евклида. В 1740 издана «Универсальная арифметика» Л. Эйлера, в 1757 – «Универсальная арифметика» Н.Г. Курганова, вытеснившая из школ учебник Магницкого.
В 1-й четверти 19 века преподавание математики велось по трем учебникам: «Начальные основания математики» А.Г. Кестнера (перевод с немецкого, 1792–1794): «Курс математики» Т.Ф. Осиповского (т. 1–3, 1801–1823) до 1812 был основным учебным пособием для гимназий, отличался полнотой и ясностью изложения, превышал по объему гимназический курс: учебник Н.И. Фусса «Начальные основания чистой математики» (ч. 1–3, 1810 – 1812), стал первым стабильным учебником для гимназий. В 30 годы для употребления в гимназиях рекомендовались «Руководство к арифметике» и «Собрание арифметических задач» Ф.И. Буссе, которые по простоте изложения превосходили существовавшие учебники. Они были продуманы и в методическом отношении: обучение начиналось с простых и наглядных истин, соблюдался постепенный переход к трудным понятиям, объяснение проводилось раньше правил. В качестве задачника применялись «Арифметические листки» П.С. Гурьева, которые содержали 2523 задачи с решениями, расположенными последовательно от «легчайших к труднейшим».
Познавательно о обучении:
Психологический и физиологический аспекты адаптации ребенка к школе
Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, в котором происходят формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...
Особенности руководства экспериментальной деятельностью
дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экс ...
Психолого-педагогические особенности старшего
школьного возраста
Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы. Более реальн ...