Виды анализа урока

Страница 1

Научные исследования рассматривают следующие виды анализа учебного занятия (урока):

-психологический анализ урока,

-физиологический анализ урока,

-анализ урока на основе вербальной характеристики,

-анализ эффективности учебного занятия,

-психолого-педагогической анализ урока,

-системный анализ урока,

-аспектный анализ урока.

Рассмотрим их краткую характеристику.

Все виды анализов предполагают предварительное наблюдение и фиксирование увиденного в форме фотографии (т.е. отображение реальной действительности на бумаге).

Фотография может быть в 3-х видах:

сплошная запись урока,

фиксирование по видам деятельности:

Этапы урока, t

Деятельность учителя

Деятельность ученика

фиксирование учебного занятия по структуре целостного педагогического процесса:

Этапы урока

Цель этапа

Содержание учебно-познавательной деятельности

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Формы и средства организации учебно-познавательной деятельности

Реальный результат

учителя

учащихся

Главная цель анализа заключается в том, чтобы помочь учителю усовершенствовать систему взаимодействий с учащимися.

Психологический анализ урока предполагает изучение психологических процессов (мышление, память, внимание, воображение, речь, эмоциональное состояние детей), происходящих у личности или у группы обучаемых. Могут также изучаться психологические механизмы подражания, заражения, мотивация учебно-познавательной деятельности и т.д.

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опытных педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию условий для эффективной умственной деятельности, организации внимания, развития памяти и т.д. В целом при психологическом анализе урока следует выделить три основных звена: психология учителя (деятельность, ум, эрудиция, эмоциональность, речь, поведение, отношение к людям), психология учения (деятельности детей) и эмоциональная связь между учителем и учащимися.

Психологический анализ включает в себя следующие элементы:

Характеристику познавательных процессов: восприятия, внимания, осмысления, закрепления, мышления, памяти;

Характеристику качества усвоения знаний: работу над понятиями, выделение главного, усвоение теории, и ее связь с практикой, формирование убеждений, точности знаний;

Характеристику интеллектуальной атмосферы урока: насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся, как развились познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, ставились и решались познавательные проблемы, как использовались коллективные формы учебного труда. Умение думать вместе, спорить, доказывать, опровергать и т.д.;

Характеристику эмоциональной атмосферы урока, каким было настроение учащихся, как поддерживался мажорный тон урока. Как обеспечивались положительные эмоции для воспитания интереса к учению, формирования ответственности за свою работу, насколько заинтересован, влюблен в свое дело учитель, как эмоциональность урока влияла на работоспособность учащихся;

Характеристику развития учащихся в процессе обучения: какие умения и навыки были ими приобретены или закреплены, какие познавательные силы и способности при этом развились (в первую очередь ответственность, трудолюбие, воля)

Такой психологический анализ сложен, он требует постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем характеристике интеллектуальной атмосферы урока и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школь ...

Понятие образовательной программы
Приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально. Прежде всего образовательная или учебная программа- это документ, определяющий концептуальные основы и содержан ...

Педагогические основы развития технологической культуры учащихся
Для того чтобы сформулировать активизацию учебно-преобразовательной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также ме ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru