Виды анализа урока

Страница 4

Примечание: бальные оценки:

реализовано полностью — 2;

реализовано частично -1;

не реализовано — 0.

Эффективность урока определяется по формуле:

Э =сумме баллов, выставленной экспертом / 26 * 100% (26 — максимально возможная сумма баллов).

Если Э = 85 % и нет ни одной оценки 0, то урок — отличный; если Э от 65 до 84 % - урок хороший; если Э = от 45 до 64% - урок проведен удовлетворительно.

Психолого-педагогический анализ урока - во внутришкольном контроле важную роль играет посещение уроков руководителями школ, их целенаправленный анализ, изучение и обобщение педагогического опыта учителей, проведение открытых уроков и взаимопосещение уроков.

Посещение уроков планируется исходя из общих задач, намеченных в годовом плане работы школы. Цель посещения может быть общей, направленной на повышение эффективности учебного процесса всей школы. Цель посещения может быть и более частной, например, изучение системы работы отдельных учителей и способов педагогических задач на уроках. Уроки опытных учителей руководители школ посещают, чтобы выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

Наблюдения на уроке ведутся целенаправленно, т. е. так, чтобы собрать полный и достаточно аргументированный материал для успешного решения поставленных в плане задач.

Анализ каждого урока проводится индивидуально с каждым учителем. Обсуждение должно быть принципиальным и требовательным, но конкретным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания следует аргументировать фактами и положениями из теории педагогики и психологии.

Схема анализа урока (по Л. П. Ромадиной)

1.Общие сведения об уроке

Дата, класс, Ф. И. О. учителя, предмет, количество учащихся, сколько отсутствует.

Обстановка в классе: порядок в классе, готовность учащихся к уроку (наличие ученических принадлежностей).

Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска.

Четкость организационного момента, помогают ли учителю ученики — ассистенты, лаборанты, актив.

Тема урока. Цели урока. Информирует ли учитель учащихся о цели и задачах урока.

2. Тип и структура урока.

Целесообразность выбора типа урока, соответствует ли структура данному типу урока, как обеспечивается целостность урока, как подводятся итоги.

3. Содержание урока.

Соответствует ли содержание программе предмета, целям и задачам урока, как отобранный материал связан с жизнью, современностью, с опытом самих учащихся, как решает воспитательные задачи, устанавливает межпредметные связи.

4. Методы и приемы обучения на уроке.

Какая система методов применяется, соответствуют ли методы и приемы обучения целям и задачам урока, содержанию материала, возрастным особенностям учащихся, уровню знаний учащихся. Как осуществляются на уроке дидактические принципы. Насколько целесообразно используются ТСО, наглядные пособия, приемы повышения творческой активности школьников, индивидуализация и дифференцирование заданий учащихся.

Оценка знаний учащихся, объем и характер домашнего задания.

5. Поведение учащихся.

Проявление учащимися познавательной активности и самостоятельности, заинтересованности, прилежания, внимания. Отношение учащихся к учителю.

6. Поведение учителя.

Умение владеть классом.

Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем, культура речи. Внешний вид. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.

7. Результаты урока.

Достижение цели. Выполнение плана урока. Объем и качество знаний учащихся. Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и др.).

Необходимо учесть, что данная схема ориентировочная и применять ее следует полно или частично в зависимости от цели посещения и анализа урока.

Системный анализ урока - цель его рассмотреть урок как дидактическую систему. Любая система организуется под конкретную цель, поэтому учитель должен владеть умениями по целеполаганию. Поскольку именно цель позволяет определить тип урока и установить его логику.

Системный анализ урока предполагает оценивание связей, характерных для каждого этапа и между всеми этапами, которые должны обеспечивать оптимальность решения поставленной триединой дидактической цели урока. Он включает:

Схема системного анализа урока.

1. Определить дидактическую цель урока:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Дифференцированная система оценивания знаний, умений и навыков учащихся на уроках - зачетах
Изменение подходов к контролю совершенно естественно влечет за собой мысль о целесообразности изменения системы оценивания. Дело в том, что достижение учеником уровня обязательной подготовки неизбежно может быть оценено только по двухбалльной шкале. Поэтому естественно для достигших учеником уровня ...

Диагностика экологической культуры детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего эксперимента: 1) определить критерии уровня экологической культуры детей; 2 ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru