Схема психологического анализа урока (по Л. П. Ромадиной)
Показатели реализации психологического потенциала урока. |
Оценка |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
1.Развитие внимания | ||
Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке. | ||
На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна и др). | ||
Изложение учебного материала (образность, эмоциональность, смена интонаций, новизна речевой формы) способствовало поддержанию внимания на уроке. | ||
Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке. | ||
Смена видов деятельности на уроке способствовала сосредоточению внимания учеников. | ||
На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания учащихся. | ||
2. Развитие памяти. | ||
На уроке использовались возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной). | ||
На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся, использовались сочетания видов памяти. | ||
3. Организация мыслительной деятельности. | ||
Цель и задачи урока способствовали развитию умственной деятельности учащихся. | ||
На уроке формировались навыки самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности учащихся. | ||
На уроке имели место различные виды мышления (практически-действительное, наглядно-образное, словесно-логическое). | ||
Мыслительная деятельность учащихся на уроке способствовала росту их интеллектуального уровня. | ||
Учитель формировал у учащихся умение выделять главное в учебном материале. | ||
На уроке учитывались индивидуальные интеллектуальные особенности учащихся. | ||
На уроке использовались проблемные задания. | ||
На уроке была создана творческая атмосфера. | ||
4. Нравственное значение урока. | ||
Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное. | ||
Учитель развивает в детях установку на сотрудничество и взаимопонимание. | ||
На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера. | ||
На уроке осуществлялся личностно-ориентированный подход. | ||
Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствовало воспитанию культуры труда. | ||
5.Гигиеническая оценка труда. | ||
Учитель эффективно использовал наиболее продуктивное время урока. | ||
Поведение учащихся на уроке соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры. | ||
Работе учащихся на уроке мешали дополнительные раздражители. | ||
Классная комната соответствовала гигиеническим нормам (класс проветрен, достаточно освещен, мебель соответствует росту учеников). | ||
Общая оценка урока. |
Познавательно о обучении:
Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях
Характеризуя сущность понятия «воспитание», следует отметить, что его истолкование в педагогической литературе разнообразно. Воспитание (как педагогическое явление) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в конт ...
Формы работы с родителями
Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка); Совместные игры – за ...
Экологическое воспитание, как составная часть нравственного
воспитания
Возникновение экологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигах происходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологический кризис – следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по ...