Виды анализа урока

Страница 6

- предлагались ли учащимся задания на сравнения, анализ, синтез, классификацию познавательных объектов (какие?);

Контроль и самоконтроль:

- правильно ли отобран учебный материал, подлежащий проверке;

- позволяют ли задания выявить степень усвоения учащимися знаний, недостатки в знаниях и причины их появления;

- соответствует ли уровень требований к учащимся реальным возможностям школьников;

- каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем разным ученикам при работе;

- учитываются ли индивидуальные различия в скорости, темпе мышления;

- формируется ли у школьников навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Подведение итогов урока:

- дана ли общая характеристика работы класса: показана ли степень успешности в овладении содержанием урока;

- вскрыты ли недостатки;

- показаны ли пути их преодоления.

Информация о д/з:

- соответствует ли содержание д/работы уровню обученности учащегося на уроке, возрастным особенностям;

- имеется ли у учащегося право выбора д/з.

6. Оценить, как связаны между собой этапы урока.

7. Оценить вывод о реализации дидактической цели урока (достиг ли урок цели).

8. Рекомендации.

Аспектный анализ урока — предполагает изучение какого-либо аспекта деятельности педагога и учащихся на уроке (можно анализировать только формы, только мотивацию или индивидуальный стиль работы учителя, т. е. определенный аспект работы учителя).

Схема анализа урока.

1. Поведение

- знание предмета,

- уровень педагогического и методического мастерства,

- культура речи, ее образность и эмоциональность,

- чувство такта и демократичность,

- внешний вид, мимика, жесты.

2. Особенности учебной деятельности

- активность,

- самостоятельность,

- уровень общеучебных и специальных явлений,

-наличие и эффективность групповой, коллективной, парной, индивидуальной форм работы,

- проявление организованности и заинтересованности учащихся,

3. Содержание изучаемого материала

- научность,

- доступность,

- опора на субъективный опыт ребенка,

- привлекательность информации,

- оптимальность объема материала.

4. Эффективность преподавания

- рациональное использование времени, чередование видов деятельности,

- целесообразность использования наглядности и ТСО,

- эффективность методов работы с учащимися,

- форма и виды контроля.

5. Цели и результативность

- четкость и лаконичность в формулировке целей урока,

- реальность цели,

- чему и как научились дети,

- воздействие урока на развитие учащихся.

Опорная схема № 1 для конструирования и анализа учебных занятий

Дидактическая задача этапа

Условия для решения дидактической задачи

Показатели реального результата решения задачи

Подготовка учащихся к работе на занятии.

I. Организация начала занятия. - Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость. - Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.

-Кратковременность, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм. - Формулирование целевых установок и плана работы.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащихся. Выявление пробелов и их коррекция.

II. Проверка выполнения домашнего задания. - Выявление знаний учащихся о фактах и отдельных понятиях, о способах действий. - Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания («под копирку»; тестовые задания; задания, подобные домашнему; постановка учащимся дополнительных вопросов; «продолжение ответа») и др.

-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и метазнаний, установление типичных недостатков. -Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания.

Обеспечение мотивации учения школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия. -Умение учителя формулировать задачи урока в действиях учащихся. -Владение учителем многообразием приемов мотивации учения и актуализации опорных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета; -Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения. -Учет знаний, умений, представлений и ценностей учащихся к началу основного этапа.

-Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе мотивации учения, формулирование задач учебного занятия в действиях учащихся и по возможности вместе с ними, опорных знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала: - существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; - правил и построенных на их основе алгоритмов. Содействие освоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

IV. Изучение новых знаний и способов действий. Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащегося; учет индивидуальных способов проработки учащимися изучаемого материала; подача материала логически завершенными частями – блоками; реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала; осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых учащийся является субъектом деятельности; обеспечение вариативности взаимодействия преподавателя с учащимися (экстраактивный, интроактивный и интерактивный режимы); ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; включение в содержание проблем человека и его деятельности механизмов познания; выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся; «сталкивание» учащегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

-Активные действия учащихся. -Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способами действий. -Качество ответов учащихся на последующем этапе как результат их взаимодействия с обучающей системой в экстрактивном режиме; -Правильность ответов и действий учащихся в процессе включения их интра- и интерактивный режимы взаимодействия с обучающей системой

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. - Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений и их коррекция.

V.Первичная проверка понимания изученного. -Проверка понимания учащимися основного содержания усваиваемых знаний, внутренних закономерностей и связи сущности новых понятий -Постановка вопросов, как репродуктивного характера, так и многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся -Постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.

-Правильность и осознанность основного содержания нового материала большинством учащихся минимального и общего уровней планируемых результатов обучения (слабых и средних) -Устранение пробелов и неверных представлений в понимании учащимися нового материала или нацеливание школьников на их ликвидацию на последующих этапах урока.

-Организация и осуществление усвоения учащимися способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений в ее применении; - по образцу; -в измененной ситуации.

VI. Закрепление знаний и способов действий учащихся. -Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов. -Закрепление методики изучения нового материала. -Использование разнообразных методов и форм закрепления (вызов к доске по одному заданию нескольких учеников; использование заданий с пропусками и т.д.) -Использование системы заданий в основе, которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации). -Закрепление методики ответа при очередной проверке знаний. -Отработка логики алгоритма изученного.

-Сформированность умений учащихся: 1)Соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; 2)Распознавать, воспроизводить новое содержание; 3)Выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; 4)Воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими при выполнении заданий. -Дополнение уже усвоенного новыми связями.

-Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.

VII. Применение знаний и способов действий учащимися. -Организация деятельности учащимися на самостоятельный перенос усваиваемых ими знаний и способов действий в измененную и новую ситуации. -Использование системы упражнений, предусматривающих постепенное наращивание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении. -Создание условий и постановка задач, способствующих творческой самореализации учащихся в познавательной деятельности.

-Самостоятельность в выполнении заданий. -Дифференцированноть заданий. -Углубление знаний и способов действий учащихся.

-Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме. -Установление внутри-предметных и межпредметных связей.

VIII. Обобщение и систематизация знаний и способов действий учащихся. -Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы внутрипредметных понятий. -Использование разнообразных методов («мозговой штурм, кооперация и др.») для анализа содержания изученного. -Построение структурно-логических схем изученной темы. -Использование вопросов, требующих классификации познавательных объектов по определенным признакам.

-Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации. -Выявление внутрипредметных и межпредметных связей (знание учащимися не только отдельных фактов, но и законов, теорий).

-Выявление качества знаний учащихся и уровня овладения знаниями и способами действий. -Обеспечение коррекции знаний и способов действий.

IX. Контроль и самопроверка знаний и способов действий. -Использование разнообразных методов и форм проверки знаний учащихся (глубокая и всесторонняя проверка знаний отдельных учащихся, разноуровневые контрольные работы, тестовые задания и др.) -Разъяснение учителем своего подхода к оценке знаний.

-Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. -Рецензирование ответов учащихся.

-Коррекция выявленных пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

X. Коррекция знаний и способов действий учащихся -Организация учащихся 1)минимального и общего уровней планируемого результата обучения на выявление ими ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекцию; поисках и коррекции ошибок. -Использование способов и приемов, позволяющих учащимся минимального и общего уровней переходить соответственно на более высокие уровни планируемого результата обучения. 2)продвинутого уровня на решение нестандартной задачи или оказание помощи товарищам.

-Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень планируемого результата обучения.

-Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. -Инструктаж по его выполнению.

XI Информация о домашнем задании -Соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся на учебном занятии (характер работы: репродуктивный, частично-поисковый, творческий). - Соответствие содержания домашней работы возрастным особенностям (по объему, по сложности). -Вариативность домашнего задания (по интересам, по степени сложности). -Предоставление учащимся права выбора домашнего задания.

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Наличие индивидуальных заданий (по интересам или степени сложности).

-Анализ и оценка достижения цели и определение перспективы последующей работы.

ХII Подведение итогов учебного занятия. -Общая характеристика работы класса. -Анализ степени успешности учащихся в овладении содержанием урока. -Вскрытие недостатков в деятельности учащихся. -Рекомендации по пути преодоления недостатков.

-Адекватность самооценки учащихся оценке учителя. -Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

-Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). -Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.

XIII Рефлексия деятельности. -Развитие способностей учащиеся разумно и объективно анализировать свои сужения, поступки и в конечном итоге свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. -Стимулирование учащихся к анализу того, насколько и как другие (учащиеся, родители, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

-Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. -Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Обобщенная теорема синусов
Теорема 1.1: Для треугольника АВС с радиусом описанного круга R выполнены соотношения: . Теорема Чевы Отрезок, соединяющий вершину треугольника с некоторой точкой на противоположной стороне, называется чевианой. Теорема 2.1: Если три чевианы AX, BY, CZ (по одной из каждой вершины) треугольника АВС ...

Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понима ...

Наблюдение как основной метод ознакомления детей среднего дошкольного возраста с природой
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Прав ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru