Виды анализа урока

Страница 6

- предлагались ли учащимся задания на сравнения, анализ, синтез, классификацию познавательных объектов (какие?);

Контроль и самоконтроль:

- правильно ли отобран учебный материал, подлежащий проверке;

- позволяют ли задания выявить степень усвоения учащимися знаний, недостатки в знаниях и причины их появления;

- соответствует ли уровень требований к учащимся реальным возможностям школьников;

- каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем разным ученикам при работе;

- учитываются ли индивидуальные различия в скорости, темпе мышления;

- формируется ли у школьников навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Подведение итогов урока:

- дана ли общая характеристика работы класса: показана ли степень успешности в овладении содержанием урока;

- вскрыты ли недостатки;

- показаны ли пути их преодоления.

Информация о д/з:

- соответствует ли содержание д/работы уровню обученности учащегося на уроке, возрастным особенностям;

- имеется ли у учащегося право выбора д/з.

6. Оценить, как связаны между собой этапы урока.

7. Оценить вывод о реализации дидактической цели урока (достиг ли урок цели).

8. Рекомендации.

Аспектный анализ урока — предполагает изучение какого-либо аспекта деятельности педагога и учащихся на уроке (можно анализировать только формы, только мотивацию или индивидуальный стиль работы учителя, т. е. определенный аспект работы учителя).

Схема анализа урока.

1. Поведение

- знание предмета,

- уровень педагогического и методического мастерства,

- культура речи, ее образность и эмоциональность,

- чувство такта и демократичность,

- внешний вид, мимика, жесты.

2. Особенности учебной деятельности

- активность,

- самостоятельность,

- уровень общеучебных и специальных явлений,

-наличие и эффективность групповой, коллективной, парной, индивидуальной форм работы,

- проявление организованности и заинтересованности учащихся,

3. Содержание изучаемого материала

- научность,

- доступность,

- опора на субъективный опыт ребенка,

- привлекательность информации,

- оптимальность объема материала.

4. Эффективность преподавания

- рациональное использование времени, чередование видов деятельности,

- целесообразность использования наглядности и ТСО,

- эффективность методов работы с учащимися,

- форма и виды контроля.

5. Цели и результативность

- четкость и лаконичность в формулировке целей урока,

- реальность цели,

- чему и как научились дети,

- воздействие урока на развитие учащихся.

Опорная схема № 1 для конструирования и анализа учебных занятий

Дидактическая задача этапа

Условия для решения дидактической задачи

Показатели реального результата решения задачи

Подготовка учащихся к работе на занятии.

I. Организация начала занятия. - Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость. - Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.

-Кратковременность, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм. - Формулирование целевых установок и плана работы.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащихся. Выявление пробелов и их коррекция.

II. Проверка выполнения домашнего задания. - Выявление знаний учащихся о фактах и отдельных понятиях, о способах действий. - Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания («под копирку»; тестовые задания; задания, подобные домашнему; постановка учащимся дополнительных вопросов; «продолжение ответа») и др.

-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и метазнаний, установление типичных недостатков. -Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания.

Обеспечение мотивации учения школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия. -Умение учителя формулировать задачи урока в действиях учащихся. -Владение учителем многообразием приемов мотивации учения и актуализации опорных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета; -Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения. -Учет знаний, умений, представлений и ценностей учащихся к началу основного этапа.

-Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе мотивации учения, формулирование задач учебного занятия в действиях учащихся и по возможности вместе с ними, опорных знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала: - существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; - правил и построенных на их основе алгоритмов. Содействие освоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

IV. Изучение новых знаний и способов действий. Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащегося; учет индивидуальных способов проработки учащимися изучаемого материала; подача материала логически завершенными частями – блоками; реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала; осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых учащийся является субъектом деятельности; обеспечение вариативности взаимодействия преподавателя с учащимися (экстраактивный, интроактивный и интерактивный режимы); ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; включение в содержание проблем человека и его деятельности механизмов познания; выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся; «сталкивание» учащегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

-Активные действия учащихся. -Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способами действий. -Качество ответов учащихся на последующем этапе как результат их взаимодействия с обучающей системой в экстрактивном режиме; -Правильность ответов и действий учащихся в процессе включения их интра- и интерактивный режимы взаимодействия с обучающей системой

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. - Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений и их коррекция.

V.Первичная проверка понимания изученного. -Проверка понимания учащимися основного содержания усваиваемых знаний, внутренних закономерностей и связи сущности новых понятий -Постановка вопросов, как репродуктивного характера, так и многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся -Постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.

-Правильность и осознанность основного содержания нового материала большинством учащихся минимального и общего уровней планируемых результатов обучения (слабых и средних) -Устранение пробелов и неверных представлений в понимании учащимися нового материала или нацеливание школьников на их ликвидацию на последующих этапах урока.

-Организация и осуществление усвоения учащимися способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений в ее применении; - по образцу; -в измененной ситуации.

VI. Закрепление знаний и способов действий учащихся. -Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов. -Закрепление методики изучения нового материала. -Использование разнообразных методов и форм закрепления (вызов к доске по одному заданию нескольких учеников; использование заданий с пропусками и т.д.) -Использование системы заданий в основе, которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации). -Закрепление методики ответа при очередной проверке знаний. -Отработка логики алгоритма изученного.

-Сформированность умений учащихся: 1)Соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; 2)Распознавать, воспроизводить новое содержание; 3)Выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; 4)Воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими при выполнении заданий. -Дополнение уже усвоенного новыми связями.

-Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.

VII. Применение знаний и способов действий учащимися. -Организация деятельности учащимися на самостоятельный перенос усваиваемых ими знаний и способов действий в измененную и новую ситуации. -Использование системы упражнений, предусматривающих постепенное наращивание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении. -Создание условий и постановка задач, способствующих творческой самореализации учащихся в познавательной деятельности.

-Самостоятельность в выполнении заданий. -Дифференцированноть заданий. -Углубление знаний и способов действий учащихся.

-Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме. -Установление внутри-предметных и межпредметных связей.

VIII. Обобщение и систематизация знаний и способов действий учащихся. -Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы внутрипредметных понятий. -Использование разнообразных методов («мозговой штурм, кооперация и др.») для анализа содержания изученного. -Построение структурно-логических схем изученной темы. -Использование вопросов, требующих классификации познавательных объектов по определенным признакам.

-Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации. -Выявление внутрипредметных и межпредметных связей (знание учащимися не только отдельных фактов, но и законов, теорий).

-Выявление качества знаний учащихся и уровня овладения знаниями и способами действий. -Обеспечение коррекции знаний и способов действий.

IX. Контроль и самопроверка знаний и способов действий. -Использование разнообразных методов и форм проверки знаний учащихся (глубокая и всесторонняя проверка знаний отдельных учащихся, разноуровневые контрольные работы, тестовые задания и др.) -Разъяснение учителем своего подхода к оценке знаний.

-Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. -Рецензирование ответов учащихся.

-Коррекция выявленных пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

X. Коррекция знаний и способов действий учащихся -Организация учащихся 1)минимального и общего уровней планируемого результата обучения на выявление ими ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекцию; поисках и коррекции ошибок. -Использование способов и приемов, позволяющих учащимся минимального и общего уровней переходить соответственно на более высокие уровни планируемого результата обучения. 2)продвинутого уровня на решение нестандартной задачи или оказание помощи товарищам.

-Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень планируемого результата обучения.

-Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. -Инструктаж по его выполнению.

XI Информация о домашнем задании -Соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся на учебном занятии (характер работы: репродуктивный, частично-поисковый, творческий). - Соответствие содержания домашней работы возрастным особенностям (по объему, по сложности). -Вариативность домашнего задания (по интересам, по степени сложности). -Предоставление учащимся права выбора домашнего задания.

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Наличие индивидуальных заданий (по интересам или степени сложности).

-Анализ и оценка достижения цели и определение перспективы последующей работы.

ХII Подведение итогов учебного занятия. -Общая характеристика работы класса. -Анализ степени успешности учащихся в овладении содержанием урока. -Вскрытие недостатков в деятельности учащихся. -Рекомендации по пути преодоления недостатков.

-Адекватность самооценки учащихся оценке учителя. -Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

-Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). -Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.

XIII Рефлексия деятельности. -Развитие способностей учащиеся разумно и объективно анализировать свои сужения, поступки и в конечном итоге свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. -Стимулирование учащихся к анализу того, насколько и как другие (учащиеся, родители, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

-Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. -Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Леонард Эйлер
В Базеле на берегу Рейна 15 апреля 1707 года в семье ученого-теолога Пауля Эйлера родился сын, названный Леонардом. Состав семьи пастора вскоре вырос до шести душ, семья располагала только одной жилой комнатой и отцовским кабинетом. Благодаря мягкому климату члены семьи большую часть времени провод ...

Значение родного языка в общем развитии ребенка
Изложенные выше идеи В.В.Аршавского восходят к некоторым классическим трудам отечественных лингвистов. Так в статье «Язык и народность». А.А.Потебня, который занимался вопросами взаимодействия языка и мышления, языка и творчества, языка и народа, писал, что нормальная мысль может возникнуть лишь пр ...

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкал ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru