Педагогическая и андрагогическая модели обучения

Новая педагогика » Современные модели обучения » Педагогическая и андрагогическая модели обучения

Страница 1

Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное – это именно деятельность. Купить диплом колледжа в Москве! Наша компания дает пожизненную гарантию.

В самом общем виде можно сказать, что в педагогической модели обучения доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его основная роль – это восприятие социального опыта, передаваемого обучающим.

В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый – «актор», один из равноправных субъектов процесса обучения. C точки зрения андрагогики, взрослые обучающиеся (впрочем, как и старшие подростки в определенных ситуациях), испытывающие глубокую потребность в самостоятельности ( хотя в некоторых ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую роль в процессе своего образования. Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, что бы поощрять и поддерживать саморазвитие взрослого, оказывать помощь в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится самостоятельный поиск знаний, умений, навыков и качеств.

Значение опыта обучаемого в педагогической модели весьма незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки. Основное значение имеет опыт преподавателя или автора учебника. Соответственно, основными видами технологии учебной деятельности являются передаточные: лекции, рекомендованное чтение, телевизионные передачи.

С точки зрения андрагогической модели человек аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как для него самого, так и для других людей. Функцией преподавателя в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении его наличного опыта. Основными при этом становятся соответствующие формы занятий: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды деловых игр.

В рамках педагогической модели готовность к обучению определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением общества (семьи, друзей) на человека, угрозой жизненной неудачи в случае отказа и т. д. Обучаемые согласны и вынуждены учить одни и те же предметы, поэтому их деятельность можно строить по стандарту, предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающего в этом случае становится создание искусственной мотивации.

В андрагогической модели готовность обучающегося учиться определяется его потребностью в этом для решения конкретных проблем. Поэтому он сам играет ведущую роль в формировании мотивации и определения целей обучения. В этом случае задача преподавателя состоит в том, чтобы создать благоприятные условия, снабдить ученика необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности. Учебные программы в этом случае должны быть построены на базе их возможного применения в жизни: основой организации процесса в связи с этим становится индивидуализация обучения, преследующая конкретные цели каждого ученика.

В педагогической модели ученики ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и пригодится им в жизни, то позже. Целью их становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств. Курс обучения строится по разделам учебных дисциплин, следуя логике предмета.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Наука 18 века
Начиная с конца XVIII века, наблюдается трагическая эпоха в истории Украины, когда была завершена та последовательная политика лишения Украины не только государственности, но и национальных достижений и культурных достижений предыдущих веков. Постепенно освобождалась от религиозного влияния медицин ...

Недостатки традиционных методов чтения
Чтение в системе «человек — текст» представляет собой процесс управления несколькими процессами, где: текст — объект восприятия и познания заложенной в нем содержательной информации; головной мозг — перерабатывающее и управляющее устройство. В соответствии с описанной структурной моделью сам процес ...

Сюжет ролевой игры «Город звезд»
Сюжет строится на основе административной структуры города, в который попадает Звездный десант. Отряды десанта становятся жителями этого Города, в котором могут жить только люди идущие вперед: добрые, творческие, изобретательные, целеустремленные, стремящиеся найти новое. Директор фестиваля приглаш ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru