Виды анализа урока

Страница 3

Физиологический анализ урока — сущность его заключается в том, что присутствующие изучают физиологические условия организационного взаимодействия в классе.

Например — осанка учащихся, степень их активности, которая зависит от таких показателей, как температура помещения, наличие свежего воздуха, чистота и уют помещения, состояние здоровья детей.

Одна из задач физиологического анализа урока — это определение оптимальных нагрузок на учащихся с целью исключения возможных перегрузок и предотвращения развития различных заболеваний (например, сердечно-сосудистые заболевания, сколиозы, заболевания гормональных органов, неврозы и т. д.).

Анализ урока на основе вербальной характеристики - предполагает оказание помощи учителю в анализе урока, опираясь на речевые клише. Мы предлагаем схему этого типа анализа, разработанную Т. И. Шамовой. С нашей точки зрения она помогает учителю корректно и содержательно определить достоинства и недостатки урока.

Схема анализа урока (по Т.И.Шамовой)

Характеристика урока

1

Поведение учителя (первый компонент) 1. Учитель свободно владеет учебным материалом, хорошо эрудирован в смежных областях знаний. 2. Использованы различные методические приемы: учитель стремится разнообразить содержание урока и деятельность учащихся. З. Речь образная, эмоциональная, четкая и грамотная. 4. Стиль общения с учащимися доброжелательный, демократический, отношение заинтересованное. 5. Чувство такта, культура общения оказывают благоприятное воздействие на учащихся.

2

Действия учащихся (второй компонент) 1. Проявляется средний (низкий, высокий) уровень активности учеников: вопросы чаще всего задавал учитель. 2. Познавательный интерес учащихся поддерживает нетрадиционная форма обучения (игра). З. Ответы учащихся достаточно аргументированы, хорошо организована самостоятельная работа, оправдала себя коллективная проверка выполнения заданий. 4. Отдельные ученики оперировали понятиями, сочетая теоретические знания с практической деятельностью, некоторые из них активно работали в составе группы: придумывали ответы, вносили поправки в выполненные задания и т. п. (было много пассивных учащихся).

3

Содержательно-информационные аспекты урока (третий компонент) 1. Принцип научности и доступности обучения реализован в полной мере, но, к сожалению, задания редко рассчитаны на более сильных учеников. 2. Школьники работали с учебным текстом, дополнительной литературой. З. На обобщающем уровне преподаватель использовал прием опережающего обучения. 4. Некоторые (многие) ученики сумели выделить главное, сделать вывод и обобщение.

4

Организация урока (четвертый компонент) 1. Учитель рационально распределил время, темп работы средний (низкий, высокий). 2. Репродукция картины, опорные таблицы, ТСО были использованы достаточно эффективно (неэффективно). З. Есть (нет) четкая обратная связь, чаще всего ученики отвечают на вопросы педагога. 4. Преобладал высокий (низкий) уровень требований к ЗУН учащихся, контроль знаний осуществлялся в целом эффективно. 5. Урок оказал большое эстетическое воздействие

5

Цели — результат урока (пятый компонент) 1. Цель сформулирована четко, в ходе урока удалось полно (частично) проверить и обобщить знания учащихся. 2. Поставленная цель реальна, достижима, целесообразна. З.Преподавателю удалось вызвать у школьников ценностные переживания.

Анализ эффективности учебного занятия — предполагает определить положительный результат взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

В этот анализ входя из 13 этапов, которые позволяют оценить учителя по оценкам от 0 до 2.

Конкретно оценивается умение учителя ставить цель, организовывать деятельность учащихся, отобрать оптимальные формы и средства обучения и оценить уровень достижения триединой цели урока.

Анализ качества и эффективности учебных занятий (по Т. И. Шамовой)

Характеристика урока

Показатели

1. Цель урока

2.Организованы действия учащихся по принятию деятельности

3.Соответствие содержания учебного материала ТЦУ

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности,

б)сотрудничество учителя и учащихся,

в) контроль и самоконтроль

4. Соответствие методов обучения:

а)СУМ (содержание учебного материала),

б)ТЦУ (триединой цели урока)

5.Формы познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество учащихся,

б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТЦУ

6.Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТЦУ

7. Уровень достижения ТЦУ:

а) познавательный аспект,

б) воспитательный аспект,

в)развивающий аспект

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае
Чтобы провести анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае, мною была использована система Интернет, где с помощью поисковой системы анализировался материал, связанный с дистанционным образованием в городе Чите и крае. В итоге было выяснено, что в нашем крае дистанцион ...

Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечественном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни ...

Эмоциональное выгорание
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подтверждены с ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru