Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности не только взрослых, но и детей. В которых рассматриваются психологические проблемы, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Для одаренных детей не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для них утверждение, что так принято, не является аргументом.

Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно "сформировать" любые нужные качества. Только в последние годы проблемы различий между детьми по одаренности "вышло из тени" и вызывает теперь большой интерес.

Главная сложность в понимании и оценке проявления, какой либо одаренности, способности в годы детства – переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств. Необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.

Педагогическая практика показывает, что главные задачи дошкольных образовательных учреждений по-прежнему ориентированы на "среднего дошкольника, на накопление знаний, умений, навыков шаблонов стереотипов".

Недостаточное внимание развитию творческого потенциала в конечном итоге приводит к духовному обнищанию общества, его культурному упадку.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты, но это возможно. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении "не одобряемых". В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время

Однако этой проблеме посвящены работы известных психологов, докторов психологических наук Н.С. Лейтеса, Т.М. Марютина. Их работа по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологи. Многие психологические принципы развития творчества дошкольников выдвинули М.С. Старчеус, В.С. Юркевич, Л.В. Попова, Н.З. Новлянская, НН. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец.

Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он полно структурировал это как психологическое явление.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн.

Накоплен значительный опыт по проблеме одаренности. В нашем исследовании будет рассматриваться два аспекта одаренности детей -это творческая и интеллектуальная. В помощь педагогам предоставлены методики диагностики интеллектуальной одаренности и ее особенности, а также система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников.

Цель исследования:

определить

и теоретически обосновать условия развития интеллектуальной одаренности в изобразительной деятельности дошкольника.

Объект исследования:

одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:

процесс интеллектуального и творческого развития ребенка.

Гипотеза исследования:

одаренность дошкольника будет продолжать активно развиваться, если:

- своевременно выявить уровень развития интеллектуальной одаренности ребенка

- проводить дополнительные специальные занятия с учетом индивидуальных особенностей одаренного ребенка

- создать благоприятный климат в семье одаренного ребенка.

- регулярные консультации для родителей и воспитателей, с целью правильного подхода к одаренным детям.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме одаренности.

2. Подобрать методики выявления интеллектуальной одаренности.

3. Выявить особенности развития интеллектуальной одаренности.

4. Сравнить интеллектуальную одаренность и художественную.

5. Разработать систему занятий для одаренных дошкольников по изобразительной деятельности.

6. Разработать методические рекомендации для педагогов одаренных детей.

Новизна исследования:

в работе систематизирован теоретический материал по одаренности дошкольников: выявлены условия для развития одаренности ребенка в художественной деятельности, подготовлена система занятий для одаренных дошкольников по изобразительной деятельности.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы, синтез, сравнительный анализ интеллектуальной и художественной одаренности. Сравнительный анализ творческих работ дошкольников.

Методологические основы исследования:

труды ученых Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, Д.Н.Узнадзе, личностные и деятельностные подходы.

Практическая значимость исследования:

методы диагностики, система занятий и методические рекомендации для одаренных детей могут быть использована в работе ДОУ.

Познавательно о обучении:

Понятие «энергетический» и «пластический» обмен
Организм человека, как и все живые организмы, существует как открытая энергетическая система. Это значит, что организм постоянно теряет вещество в виде достаточно простых химических соединений. Одновременно с этим происходит выведение энергии из организма. Но организм - это устойчивая энергетическа ...

Наблюдение как основной метод ознакомления детей среднего дошкольного возраста с природой
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Прав ...

Связь экономической науки и образования
Характер связи между экономической науки и экономического образования во многом определяются институциональным разрывом исследовательских и преподавательских областей, который сформировался в советский период. На протяжении многих лет лишь отдельные сотрудники исследовательских институтов постоянно ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru