Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики

Страница 1

Начинающим психодиагностам необходимо учитывать, что длительное время интеллект рассматривался как основной показатель одарённости, а тесты, направленные на измерение коэффициента интеллекта, - как основной инструмент для оценки уровня одарённости. Поскольку еще древние римляне считали ум основной характеристикой человека, во многом определяющей эффективность его деятельности. Конкретные стандартизированные методы измерения интеллекта появились значительно позже, лишь в XX веке, когда А. Бине разработал первые психологические методики, которые легли в основу многих современных тестов "на интеллект".

Л.Термен усовершенствовал методику Бине и применил её для изучения умственно одаренных детей. Его лонгитюдное исследование стало классическим. Позднее были созданы многочисленные варианты тестов, направленных на измерение IQ. Но вместе с этим высоко квалифицированные специалисты в области психодиагностики отмечали необходимость весьма осторожного отношения к результатам тестирования. Указывалось на то, что на основе данных об IQ нельзя отбирать талантливую молодежь в вузы, поскольку тесты на интеллект могут хорошо предсказать успешность видов деятельности, аналогичных тестовой, но отнюдь не успехи в будущей профессии.

Дж.Гилфорд подверг резкой критике сам подход к выявлению одаренности с помощью тестов на интеллект, указав, что эти тесты не могут оценить творческие способности человека. В исследованиях других авторов было показано, что высокий интеллект не гарантирует и успешности в сфере общения. Напротив, отмечаются феномены социального и эмоционального дисбаланса у одаренных детей, показывающие, что высокий уровень развития интеллекта может не соответствовать развитию коммуникативных и эмоциональных процессов. Тем не менее, стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты.

Среди наиболее известных в международной практике индивидуальных, интеллектуальных тестов можно отметить следующие.

Шкала интеллекта Станфорд - Бине, разработанная Л.Терменом и М.Меррил, предназначена для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста. Первые шкалы Бине - Симона были разработаны еще в 1905 г., затем они многократно усовершенствовались. Первый станфордский вариант, разработанный Терменом. был опубликован в 1916 г. Именно в этом варианте впервые был введен коэффициент интеллекта (IQ) как отношение между умственным и фактическим возрастом. Современные варианты теста направлены на получение единого показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие индивидуума.

Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста, в том числе и короткие формы, предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых. Они включают как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия). Д.Векслер внес также ряд изменений в традиционное содержание понятия "коэффициент интеллекта". Школа действия в этой методике Векслера состоит из 5 субтестов, направленных на оценку различия зрительных стимулов, двигательную координацию и решение невербальных задач: "дом животного", завершение картинок, лабиринты, геометрические схемы и конструирование из кубиков.

Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Педагогические условия необходимые для эффективности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте
Существует ряд педагогических условии, которые необходимо соблюсти для эффективного развития творческого воображения в младшем школьном возрасте. А именно: - планомерное обогащение жизненного опыта детей. - совместные (обучающие) игры и упражнения педагога с детьми, направленные на передачу им игро ...

Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования
Для исследования нами были отобраны две выборки студентов АУЦА: первая группа была представлена студентами 4 курса факультета менеджмента, в чьих занятиях проводились имитационные игры. Вторая группа – это студенты 4 курса факультета журналистики, у них имитационные игры в процессе обучения не испо ...

Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамм ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru