Психолого-педагогические основы изучения понятия одарённость

Страница 1

Под одарённостью ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "одарённость" происходит от слова "дар". Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

Анализ проблемы развития одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный".

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Изучая талантливых детей, психологи характеризуют одаренность следующим образом.

Одаренность

– это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. Отнюдь не все одаренные и талантливые дети с малого возраста поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Основные функции одаренности – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни нетрудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для высокого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий процесс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий "способности", "одаренности" по единому основанию – успешности деятельности. Способность – одно из наиболее общих психологических понятий.

По толковому словарю Д.Н. Ушакова способность – это:

природное дарование;

возможность, умение что-нибудь делать;

Прилагательное "способный" обычно понимается в первом словарном значении как способная ученица, способный молодой ученый. В таком случае этот термин и "одаренность" так тесно связаны, что не всегда их можно различить. Но существует и другое указанное выше значение слова способность, когда оно может обозначать результат накопленного опыта и полностью сводиться к нему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Агрессия как социальное явление, и ее изучение
Для анализа проблемы агрессивности детей мной были изучены работы известных педагогов и психологов, что помогло мне выявить следующие аспекты. При изучении агрессивного поведения людей, ученые всегда сталкивались со множеством серьезных проблем. Одной, из которых является принятие общего определени ...

Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Областной социально–реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (ОСРЦ) г. Кургана. Учреждение является стационарным специализированным учреждением медико-социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабил ...

Анализ Работы начальной школы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени С.С. Орлова» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностны ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru