Трудности социализации детей сирот

Страница 1

В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. В детском доме жестко регламентирован режим проживания (когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, условия проживания ребенка в детском доме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Это может приводить к затруднениям в формировании способностей. Это может приводить к затруднениям в формировании способностей к осознанию собственных актуальных состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные для развития самоопределения вопросы, как: "чего я сейчас хочу?", "какой я сейчас?". В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать психологического слияния со средой ("Я хочу того, чего хотят от меня другие"), что ведет к утрате границ собственного "Я".

Постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов размывает границы личного пространства, что делает принципиально невозможным уход ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса.

Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные социально-ролевые позиции (ученика воспитанника). Ограничен как сам набор этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутри этих ролей. Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребенок теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и провоцируются творческие потенции.

В детском доме игровая деятельность детей организуется воспитателями и чаще всего носит тот же регламентированный характер. Большинство между взрослым и ребенком, где взрослый задает правила игры, сюжет, распределение ролей и сам вступает в качестве оценивающей фигуры, владеющей критериями для определения результатов игры. Присутствие воспитателя, выступающего в роли арбитра, смещается мотив игры с процесса на результат, выхолащивая смысл играния, фактически превращая его в обычную обучающую процедуру.

Условия организации жизни деятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

Для развития и поддержания автономии в условиях детского дома необходимо предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка невозможен. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

При организации игр по правилам в детских домах желательно участие в них воспитателей на "равных" с детьми правах, но при этом мастерство воспитателя значительно повышает умение детей; ему следует глубоко менять свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен подыгрывать ребенку, приближая тем самым свою роль к роли партнера-противника.

Но заканчиваются уроки, и ребёнок уже предоставлен сам себе. Хорошо, если он посещает какие-то кружки, секции, клубы по интересам. Тогда, по крайней мере, ещё пару часов он при полезном деле. Но это в лучшем случае, потому что для этого занятия нужно обладать определённым интересом. Идеально, если интересы и наличие кружков совпадают. Проблема возникает в двух случаях: если у ребёнка есть интересы, но нет соответствующих секций и, наоборот, есть разнообразие выбора, но совершенно нет интереса. Второй случай гораздо сложнее и требует особой работы с такими детьми.

Хорошим выходом для многих детей был бы Детский центр досуга, включающий все аспекты и направления кружковой работы: интеллектуальные, художественные, музыкальные, спортивные и другие. Но даже это решило бы только часть проблемы. Основная её доля заключается в родителях. Никакой педагог, никакой даже прекрасно организованный досуг неспособны заменить ребёнку родительскую любовь и ласку, и никогда они не дадут маленькому человеку того воспитания, что он мог бы получить в семье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Конспекты фрагментов уроков с применением видеоматериалов
Во время нашей преддипломной практики было проведено 14 уроков в 6 «Б» классе и 13 уроков в 7 «А» классе с применением видеоматериалов, но в данном разделе выпускной квалификационной работы мы рассмотрим наиболее яркие, значимые и результативные. Поскольку у учащихся обоих классов был достаточно не ...

Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся. · В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности ...

Роль тренера-преподавателя в работе с семьей
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. На смену авторитета родительской власти прих ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru