Трудности социализации детей сирот

Страница 3

Помогут развить активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов. Играть со словом, как с предметом, — очень важная способность, которая формируется у детей к 6-7 годам. Она определяет возможность анализа слов с помощью понятий "звук", "буква", "слог". Развивается эта способность в играх-заданиях со словами. Материалом действий в таких играх являются буквы или звуки, игровой задачей — составление слов из букв по правилам игры, скрытой за игровой учебной задачей — формирование и выполнение операций со знаковым (буквенным) выражением звуков речи.

Примеры игр-заданий со словами для младших школьников:

Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово "ЗЕБРА". Слова к нему — зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.

Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: "Выброси из слова "коса" первый звук" (оса), из слова "столб" и последний звук (стол)".

Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).

Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет — цвет, норка — корка, песок — лесок.

Ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими "спрятанное" слово.Очень много ребусов можно найти в Интернете и в периодических изданиях для детей младшего школьного возраста.

Анаграммы. Это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановки в другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров: колба-бокал — блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз — блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар — блок из трех пятибуквенных анаграмм. Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.

Цель исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и реализации на практике комплекса педагогических средств, позволяющих педагогам начальной школы эффективно использовать воспитательные возможности образовательного процесса с целью социокультурного развития младших школьников.

• выявлена и обоснована возможность педагогического влияния на процесс социокультурного развития младших школьников путём совместного вхождения педагога и учащихся в культуру современного общества и перевода социальной ситуации развития в педагогическую (со-бытие), стимулирующую смыслопоисковое, самодеятельное и творческое начала ребёнка;

• раскрыты психолого-педагогические механизмы социокультурного развития младших школьников: самоидентификация, самопознание, самоопределение, индивидуализация, самоактуализация, самоорганизация, саморегуляция (блок «развитие субъектных качеств ребёнка») и интериоризация, адаптация, социализация, интеграция, инкультурация, совместная деятельность, коллективные связи (блок «развитие социумности»);

• разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических средств социокультурного развития младших школьников, объединяющий связанные друг с другом компоненты: целевой (программно-методическое обеспечение), структурно-содержательный (содержание, технологии, методы, приемы, формы в их взаимосвязи), динамический (включение индивидуального опыта учащихся в познание, освоение и преобразование окружающего мира);

• определён критериально-диагностический инструментарий, позволяющий проследить динамику социокультурного развития учащихся в образовательном процессе начальной школы.

Важным ориентиром при этом является «возрастной портрет» ученика начальной школы. К 6-7 годам ребёнок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой - положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач.

Младшему школьному возрасту свойственна общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни (В.С. Мухина), что содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В этот период жизни начинается процесс саморазвития личности за счет развития структур сознания ребенка, своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения ребёнка, возникает потребность в самооценке как основе формирования самопознания и внутренней позиции личности (Л.И. Божович), правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки. Для этого возраста характерно «образное схватывание культурных норм и ценностей» (И.С.Кон), расширение предметного использования арте-

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Формирование экологической культуры детей средствами наблюдения за объектами живой природы
Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Что цветет на ...

Социальное развитие детей дошкольного возраста
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по высказываниям Л.С.Выготского, рассматривается как “врастание в человеческую культуру” . Социальное развитие (социализация) – «процесс усвоения и дальнейшего развития инди ...

Система требований, предъявляемых к качеству средств ИКТ для формирования геометрической компетентности
Эффективный инструмент оценки качества компьютерных учебных материалов необходим как разработчикам, так и конечным пользователям программных продуктов. На сегодняшний день необходима отработка механизма экспертной оценки (подготовка экспертов, организация экспертных советов и др.), позволяющая созд ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru