Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в сентябре 2008 в ДОУ «Огонек» пос. Тума. Экспериментальную группу составили 10 детей шестого года жизни с ОНР (3 уровень). Контрольную группу – 10 дошкольников того же возраста с нормальным речевым развитием.
Список детей экспериментальной группы:
№ |
Ф.И. ребенка |
Возраст |
1 |
Артем П. |
5 лет 9 мес. |
2 |
Павел С. |
6 лет 2 мес. |
3 |
Кирилл Ч. |
6 лет 2 мес |
4 |
Джамал А. |
6 лет 1 мес. |
5 |
Артем К. |
6 лет |
6 |
Настя К. |
6 лет 5 мес |
7 |
Настя Г |
6 лет 3 мес. |
8 |
Настя С. |
6 лет 1 мес. |
9 |
Коля Г. |
6 лет 2 мес. |
10 |
Витя Д. |
6 лет |
Была использована тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. Исследование проводилось по двум сериям: серия 1 – исследование словаря и словообразовательных процессов, серия 2 – исследование номинативной функции.
Серия 1. Исследование словаря и словообразовательных процессов.
а) называние детенышей животных.
Инструкция: у кошки – котята, а у
Козы - Собаки -
Волка - Курицы -
Утки - Свиньи -
Лисы - Коровы -
Льва - Овцы -
Оценка
3 балла- правильная форма;
2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте ( «лисички», «овечки», вместо « лисята», «ягнята» и т. д.);
0 – неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
б) образование относительных прилагательных.
Инструкция: варенье из малины – малиновое, а
Варенье из вишни - Кисель из клюквы -
Варенье из яблок - Салат из моркови -
Варенье из сливы - Суп из грибов -
Кукла из соломы - Лист дуба -
Горка изо льда - Лист осины -
Оценка
3 балла – правильная форма;
2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);
0 – неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
в) образование качественных прилагательных.
Инструкция: за хитрость называют хитрым, а
Познавательно о обучении:
Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении
психодиагностики
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...
Психологические аспекты развития технологической культуры учащихся
«Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле – и детский сад, и общеобразовательная школа, и все послешкольные образовательные учреждения. Но ведь образование – это ...
Новое в модели взаимодействия "учитель-ученик"
Взаимодействие - «одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов (субъектов) друг на друга». Важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия, особенно в художественном образовании (Х.О.), является возможность производить реальные преобразования н ...