Психолого-педагогические основы изучения понятия одарённость

Страница 3

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Познание: одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу – способности в трехлетнем возрасте следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно – следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивание через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Они обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, - коллекционированием.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости появляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость гармонию и природу.

Обычно дети от двух до пяти лет не могут развести четко реальность и фантазию, особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально "купаясь" в живом воображении. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход – качество, которое столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению возникающему вокруг них.

Одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это вызывает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждает многие исследования. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем самого раннего возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, так же укрепляет позитивное самовосприятие каждого ребенка.

Физические характеристики: существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный "книжный червь" в очках. Другой же – выдвинутый Термином в его монументальной работе "Изучение гения" в 1925 году – говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительней первого, оба они достаточно далеки от истины. Исследования Термина показали, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.

Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк, что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный ребенок должен спать двадцать часов в сутки. Измученным мамам и папам кажется, что ребенок двадцать часов бодрствует. Это, конечно, преувеличение, но большинство опрошенных родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, описать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неравность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. Составление ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем, чтобы не допустить отвращение к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Организация наблюдения за объектами природы
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов. Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками - ...

Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия
Прежде, чем говорить о реализации методов психологического воздействия, определим понятия «урок» и «структура урока». Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит, познавательной коллективной и иной деятельностью ...

Программа по изобразительному искусству для 5 класса
Содержание предметного блока «Изобразительное искусство» соответствует общим целям и задачам преподавания интегрированного курса «Искусство»: воспитание художественной культуры как части культуры духовной, приобщение школьников к миру изобразительного искусства, общечеловеческим и национальным ценн ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru