Понятие стиля саморегуляции и особенности саморегулирования деятельности

Новая педагогика » Изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции » Понятие стиля саморегуляции и особенности саморегулирования деятельности

Страница 1

Я уже указывал выше, что во время занятий, наблюдая за учениками, я видел различия в процессах планирования, программирования, моделирования ребенком своей деятельности, а также разным оценивание ее результатов, у детей с различной степенью выраженности агрессии. А также как все эти процессы являются составляющими саморегуляции личности, то я счел нужным подробное ее рассмотрение. Анализ литературы показал, что понятие «саморегуляция» является результатом постепенной трансформации понятия «воля», исследования которой имеют многовековую историю. Но меня, в связи с тематикой моей работы, больше интересовали стилевые особенности саморегуляции – как типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах.

Анализ этого я нашел в работах В.И. Моросановой и Е.М. Коноза (2002), они развивали новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека – исследование индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека. Как указывала В.И. Моросанова (2002), феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознаны, что, по моему мнению, непосредственно связано с возникновением агрессии человека. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексов стилевых особенностей регуляторики. К ним относятся типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, моделирование, программирование и оценивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявлется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как подтверждают В.И. Моросанова и Е.М. Коноз (2002), является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах. В связи с этим я считаю своей целью помочь учащимся выработать наиболее оптимальный стиль поведения и деятельности. На основе сложившихся представлений о функциональной структуре процессов психической регуляции и данных об индивидуальных особенностях такой регуляции, которые наблюдались в разных видах деятельности, в качестве существенных и одновременно типичных особенностей произвольной регуляции В.И. Моросанова и О.А. Конопкин (1989) выявляют в первую очередь особенности, которые связаны с реализацией специфических, частных функций целостного регуляторного процесса. Об индивидуальных различиях этих регуляторных функций, проявляющихся в устойчивых особенностях поведения В.И. Моросанова писала следующее:

Индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей. Цель является системообразующим исходным компонентом психологической системы регуляции деятельности. Основные индивидуальные различия в целеполагании имеет смысл рассматривать, по мнению О.А. Конопкина (1989), в связи с активностью выдвижения целей, адекватностью этого процесса внешним и внутренним субъективным условиям, действенностью целей.

Индивидуальные особенности построения модели значимых условий. Модель значимых условий, как указывала В.И. Моросанова (1989), выполняет в психической регуляции деятельности функцию источника информации об условиях, учет которых необходим для определения программы реализации деятельности. Содержание модели является оперативным, то есть зависит от цели и условий деятельности, но степень избирательности и прагматичности модели, степень ее информационной полноты, развитость и структура осуществляемых гностических действий индивидуально своеобразны. При построении модели условий индивидуально – различными могут быть также психические процессы и явления, выступающие носителями информации.

Индивидуальные особенности планирования и прогнозирования действий. В функции прогнозирования, как указывали В.И. Моросанова и О.А. Конопкин (1989), входит антиципация компонентного состава предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуществления планируемых действий. Устойчивые индивидуальные особенности в планировании и программировании во многом зависят и определяются мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности; индивидуально-своеобразно и программируемое многообразие способов достижения цели.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уч ...

Дифференцированная система оценивания знаний, умений и навыков учащихся на уроках - зачетах
Изменение подходов к контролю совершенно естественно влечет за собой мысль о целесообразности изменения системы оценивания. Дело в том, что достижение учеником уровня обязательной подготовки неизбежно может быть оценено только по двухбалльной шкале. Поэтому естественно для достигших учеником уровня ...

Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления
Согласно И.А. Лыковой, художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отноше ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru