Психолого-педагогические основы изучения понятия одарённость

Страница 5

Переработка математической информации. В нее входит:

- способность к логическому мышлению и мыслить математическими символами;

- способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий;

- способность к свертыванию процесса математического рассуждения и система соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

- гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

- стремление к ясности простоте, экономности и рациональности решений;

- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мыслей;

- хранение математической информации. Математическая память, обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждения и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним;

- общий синтетический компонент. Математическая направленность ума.

Творческая одаренность

особо был выделен вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые – увы, вызывают отнюдь неположительные эмоции в учителях и окружающих людях. Отсутствие внимания к условиям и авторитетам. Большая независимоcть в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и "должностной" организации работы, яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для её проявления и развития.

В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одарённости идёт дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Телова, который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одарённости в других областях. Он подчёркивал, что "талант как таковой многогранен", и считал, что не о существование разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: "возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности".

В современной психологии примером подхода к многосторонности дарования является концепция К. Тейлора. Первоначально были две как бы полярные области – академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность распалась на восемь видов; она может появляться в продуктивном мышлении, принятия решений, прогнозирование, общение, планирование, воплощение или исполнение решений, построение взаимоотношений, усмотрение возможностей. Последние три таланта в терминологии К. Тейлора существенно для того, чтобы привести идеи в действие. Проявление таланта трактуется довольно узко. Например, общение понимается, как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были поняты другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения скрытые от других людей.

Согласно концепции многогранности таланта все таланты могут быть присущи одному человеку. В силу разной степени выраженности они составляют неповторимый профиль. В то же время каждый из талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей.

Одно из определений социальной одаренности гласит, что эта исключительная способность устанавливать зрелые конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное, по сути, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования
Письмо и чтение представляют собой сложнейшие интегративные навыки, формирование которых проходит ряд общих стадий, связанных с включением в деятельность практически всех сенсорных систем и всех структур мозга. На начальных этапах обучения (аналитическом и синтетическом) происходит формирование той ...

Игра - основной вид деятельности дошкольников
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрас ...

Особенности интеллектуальной одаренности
Психологическим изучением детской одарённости и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru