Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности

Страница 1

Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческой способности.

Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одарённость, чувствительность к проблемам, независимость в неопределённых и сложных ситуациях.

Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эта точка зрения представляется наименее достоверной. Многое в этой позиции определяется взглядами её представителей на природу интеллекта.

Сторонники сведения творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л. Термина и К. Кокс. В 1926 году они проанализировали биографии 282 западноевропейских знаменитостей и попытались на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет оценить их коэффициент интеллекта. Кроме того, они опирались на шкалу Стенфорд-Бине для оценки интеллекта в детстве.

В ходе оценки достижений учитывались не только интеллектуальные, но и творческие достижения, что априорно ставило под вопрос правильность выводов. Если методика учитывает не только интеллектуальные, но и творческие показатели, выводы о связи интеллекта и творческих способностей, являются артефактами метода. Тем не менее, результаты К. Кокс получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии.

Сравнения возраста овладения знаниями и навыками знаменитыми людьми с аналогичными данными выборки обычных детей показало, что коэффициент интеллекта знаменитостей значительно выше среднего (158,9). Отсюда Л. Термен сделал вывод, что гении – это те люди, которых ещё в раннем детстве по данным тестирования можно отнести к категории высоко одарённых. Выяснилось, что интеллектуально одарённые дети опережают своих сверстников в среднем на два класса.

Надо сказать, что дети, отобранные Термином, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и п.р.). Все интеллектуальные дети закончили успешно школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Однако, что касается творческих достижений, результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термина не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки литературы, искусства и так далее. Никто из них не внёс существенного вклада в развитие мировой культуры. Высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

Отсутствие однозначной связи между интеллектом и творчеством являлось аргументом для сторонников указанных подходов. Согласно третьему подходу, творческая способность (креативность) является самостоятельным фактом, независимым от интеллекта. В более "мягком" варианте это теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является "теория интеллектуального порога"

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты реабилитации. Она пройдет успешнее, если будет носить комплексный характер, то есть будет включать все виды реабилитации (медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, профессиональную, бытовую). Поэтому совместно ...

Ознакомление с природой на занятиях
Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада я определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наряду с этим в программное содержание занятия могут быть включены задачи, направленные на фор ...

Методы восстановления при гностических нарушениях детей-билингвов
Соматогностические нарушения 1. «Тактильное домино» Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые, например: справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа – ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru