Психолого-педагогические основы формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста » Психолого-педагогические основы формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Возникнув еще в прошлом веке как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. По мере развития общества эта наука все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине XX века, экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Некоторые люди считают, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит.

Такая точка зрения, по мнению Н.А. Рыжовой, во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные в популярной форме американским ученым Б. Коммонером: все связано со всем – все куда-нибудь девается – все что-нибудь да стоит – природа знает лучше нас. Эти законы во многом определяют нашу жизнь, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Что же нужно для того чтобы достигнуть высокого качества жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Философы и экологи однозначно отвечают – необходима массовая экологическая культура. Путь к ее формированию – это дальнейшее развитие экологического образования:

- воспитание членов общества, осознающих свою связь с природой, понимающих единство региональных и глобальных процессов биосферы, необходимость сохранения ее равновесия;

- привитие всем членам общества сознания личной причастности к решению проблем окружающей среды;

- развитие понимания каждым необходимости равновесия между удовлетворением собственных потребностей и теми последствиями, которые окажут эти действия на состояние окружающей среды в будущем. Иными словами, экологическую культуру можно рассматривать в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчивого типа. Вопросы экологической культуры были подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 г., на которой ряд ведущих специалистов сформулировали свое понимание этих проблем.

Многолетние изучение проблем экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. Не менее важно мнение Б.С. Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре всего и вся стоит человек («царь природы»), на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой. Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общение с природой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Условия и пути развития творческих способностей школьников
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...

Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...

Особенности письменной речи
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru