Методы психологического воздействия на учащихся

Страница 6

Это, во-первых, оказываемое звуковыми стимулами воздействие, возникающее в связи с изменениями аудиополя.

Так, фраза, в отличие от прочих, произнесенная актером шепотом, позволяет определенным образом расставить смысловые акценты в соответствующей реплике. Примером использования подобного эффекта также может служить прием, часто используемый в сценической практике, когда значимость текущего момента, «излом» ситуации, постановщики пытаются обозначить неожиданно возникающими звуком, музыкальным фрагментом. Основой подобных воздействий будет ориентировочная реакция. В связи с этим, изменение тембра, длительности звучания и прочих характеристик элементов аудиополя может играть роль своеобразных маркеров.

Ориентировочная реакция также может быть следствием неожиданного нарушения «звукового» контекста, когда появляется неожиданный звуковой фрагмент, иной эмоциональной окраски, «не из этой оперы»; речь прерывается специфическим шумом или, наоборот, обрывается тишиной.

Понятно, что привнесенный звуковой фрагмент может иметь определенную эмоциональную нагрузку, которая также привносится в соответствующий контекст. Это активно используется, например, в сценических постановках, в музыкальных произведениях как средство создания образа определенного будущего, его неотвратимости.

Звуковые стимулы, так же как и визуальные, используются как средство, позволяющее концентрировать внимание.

Значительное место в числе эффектов, вызываемых звуковыми стимулами, занимают те, что обусловлены психофизиологическими реакциями, обусловленными спецификой сигналов, их громкостью, тембром, высотой звуков.

Вспомним, какой эффект вызывает звук, производимый путем царапанья металлом по стеклу, звук свистка и т.д.

Результативность психологического воздействия зависит не только от правильности выбранного метода, но и от особенностей механизмов трансформации убеждений и установок.

Под убеждениями в данном контексте понимаются осмысленные, устойчивые мотивы деятельности людей, проявляющиеся в их поступках и поведении. Целенаправленное психологическое воздействие способствует их ослаблению, нейтрализации или замене на противоположные.

Установка – это состояние внутренней готовности на проявление интеллектуально-познавательной и волевой активности, предметно-практической деятельности и т.д., соответствующее имеющимся у них потребностям. Психологическое воздействие создает такую ситуацию, в которой существующая потребность удовлетворяется представлением людям конкретной информации преподнесенной определенным образом. Благодаря ей установка формируется, закрепляется, заменяются или изменяется в сознании людей.

При формировании и изменении установок следует выполнять следующие правила:

человеку необходимо объяснить общую направленность процесса;

трансформация установок успешно проходит тогда, когда психологическое воздействие, осуществляемое в этих целях, соответствует потребностям и мотивам человека;

трансформация установок тем эффективнее, чем активнее используются различные способы психологического воздействия.

Анализ методической литературы по информатике показал, что вопросы обучения информатике широко представлены в различных источниках. Современный учитель должен хорошо ориентироваться и в содержании курса «Информатика и ИКТ», и многообразии методической литературы по его преподаванию. Знание и учет особенностей урока информатики позволяет учителю проводить более интересные и эффективные уроки.

Интерес к предлагаемому учителем материалу напрямую зависит от формы его представления. Особенности возрастной группы, с которой работает учитель, определяют форму представления материала и используемые педагогические технологии.

Изучение и анализ психологической литературы, связанной с вопросами психологического воздействия, позволил нам выделить методы психологического воздействия, которые могут быть использованы при работе со старшеклассниками.

Так же анализ литературы показал, что, несмотря на достаточно широкую освещенность различных сторон вопроса об обучении старшеклассников с учетом методов психологического воздействия, до сих пор не существует каких-либо конкретных методических рекомендаций.

Во второй главе мы представляем методические рекомендации по теме нашего исследования.

информатика урок психологическое воздействие старшеклассник

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Познавательно о обучении:

Социально – психологическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительны ...

Профильное обучение в старших классах как направление педагогической инновации
Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы. Разработка системы профильного обучения должна происход ...

Методы коррекции малой подвижности
Выбор методов коррекции определяется задачами воспитания. Так у малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (разные способы бега, прыжков). Малоподвижные дети ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru