Методы психологического воздействия на учащихся

Страница 6

Это, во-первых, оказываемое звуковыми стимулами воздействие, возникающее в связи с изменениями аудиополя.

Так, фраза, в отличие от прочих, произнесенная актером шепотом, позволяет определенным образом расставить смысловые акценты в соответствующей реплике. Примером использования подобного эффекта также может служить прием, часто используемый в сценической практике, когда значимость текущего момента, «излом» ситуации, постановщики пытаются обозначить неожиданно возникающими звуком, музыкальным фрагментом. Основой подобных воздействий будет ориентировочная реакция. В связи с этим, изменение тембра, длительности звучания и прочих характеристик элементов аудиополя может играть роль своеобразных маркеров.

Ориентировочная реакция также может быть следствием неожиданного нарушения «звукового» контекста, когда появляется неожиданный звуковой фрагмент, иной эмоциональной окраски, «не из этой оперы»; речь прерывается специфическим шумом или, наоборот, обрывается тишиной.

Понятно, что привнесенный звуковой фрагмент может иметь определенную эмоциональную нагрузку, которая также привносится в соответствующий контекст. Это активно используется, например, в сценических постановках, в музыкальных произведениях как средство создания образа определенного будущего, его неотвратимости.

Звуковые стимулы, так же как и визуальные, используются как средство, позволяющее концентрировать внимание.

Значительное место в числе эффектов, вызываемых звуковыми стимулами, занимают те, что обусловлены психофизиологическими реакциями, обусловленными спецификой сигналов, их громкостью, тембром, высотой звуков.

Вспомним, какой эффект вызывает звук, производимый путем царапанья металлом по стеклу, звук свистка и т.д.

Результативность психологического воздействия зависит не только от правильности выбранного метода, но и от особенностей механизмов трансформации убеждений и установок.

Под убеждениями в данном контексте понимаются осмысленные, устойчивые мотивы деятельности людей, проявляющиеся в их поступках и поведении. Целенаправленное психологическое воздействие способствует их ослаблению, нейтрализации или замене на противоположные.

Установка – это состояние внутренней готовности на проявление интеллектуально-познавательной и волевой активности, предметно-практической деятельности и т.д., соответствующее имеющимся у них потребностям. Психологическое воздействие создает такую ситуацию, в которой существующая потребность удовлетворяется представлением людям конкретной информации преподнесенной определенным образом. Благодаря ей установка формируется, закрепляется, заменяются или изменяется в сознании людей.

При формировании и изменении установок следует выполнять следующие правила:

человеку необходимо объяснить общую направленность процесса;

трансформация установок успешно проходит тогда, когда психологическое воздействие, осуществляемое в этих целях, соответствует потребностям и мотивам человека;

трансформация установок тем эффективнее, чем активнее используются различные способы психологического воздействия.

Анализ методической литературы по информатике показал, что вопросы обучения информатике широко представлены в различных источниках. Современный учитель должен хорошо ориентироваться и в содержании курса «Информатика и ИКТ», и многообразии методической литературы по его преподаванию. Знание и учет особенностей урока информатики позволяет учителю проводить более интересные и эффективные уроки.

Интерес к предлагаемому учителем материалу напрямую зависит от формы его представления. Особенности возрастной группы, с которой работает учитель, определяют форму представления материала и используемые педагогические технологии.

Изучение и анализ психологической литературы, связанной с вопросами психологического воздействия, позволил нам выделить методы психологического воздействия, которые могут быть использованы при работе со старшеклассниками.

Так же анализ литературы показал, что, несмотря на достаточно широкую освещенность различных сторон вопроса об обучении старшеклассников с учетом методов психологического воздействия, до сих пор не существует каких-либо конкретных методических рекомендаций.

Во второй главе мы представляем методические рекомендации по теме нашего исследования.

информатика урок психологическое воздействие старшеклассник

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Познавательно о обучении:

Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию
Цифровой образовательный ресурс – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер. Динамично развивающиеся информационные технологии предоставляют новые, эффективно дополняющие традиционные средства для образовательного процесса, которые многие педагоги в ...

Условия организации детского праздника, способствующие адаптации ребенка к школе
М.П. Осипова подчеркивает, что «воспитательные задачи праздника реализуются только при соблюдении определенных требований к нему. Важным является соответствие формы и содержания праздника возрасту детей. Это требование предполагает постепенное усложнение деятельности. Праздник должен быть итогом оп ...

Урок – основная форма организации занятий с учащимися,отнесенными к специальной медицинской группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru