В контексте косвенного воздействия в школе можно рассмотреть пример, касающийся введения школьной формы. Понятно, что видимость равенства, во всяком случае, отсутствие фиксации внимания на неравенстве учащихся позволяет избегать конфликтов, основанных на социальной почве, что добавляет спокойствия всему школьному коллективу. Ясно, что косвенное воздействие может быть как произвольным, так и непроизвольным.
Непосредственное и опосредованное воздействие. Если мы вспомним разнообразные ситуации, в которых проявляется психологическое воздействие, то можно отметить различие между ними и еще по одному параметру – наличию непосредственного или опосредованного контакта между взаимодействующими сторонами.
Очевидно, что воздействие учителя на ученика подразумевает опосредованное воздействие.
Явное и скрытое воздействие. Психологическое воздействие может осуществляться явно, когда этот факт не маскируется, более того, на нем может фиксироваться внимание. Примером служит деятельность гипнотизера, оратора, актера, рекламная кампания и т.п. В других случаях факт воздействия, его источник маскируются. Самый яркий пример в этом контексте – приемы психологической войны и так называемые манипулятивные технологии.
С этой точки зрение, воздействие на учащихся старших классов, с одной стороны является явным, так как учитель не скрывает своих воздействий на обучающихся, но с другой некоторые психологические особенности возраста, такие как формирование собственного мировоззрения и несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом, вызывают негативные реакции в ответ на явное воздействие учителя. В связи с чем, появляется необходимость осуществлять воздействие менее явно.
Длительность воздействия. Еще одним параметром, отличающим один вариант воздействия от другого, является его краткосрочность или длительное применение. Наличие возможности оказывать длительные воздействия – очень важный ресурс воздействующей стороны. Вместе с тем, нельзя утверждать, что краткосрочное, единичное воздействие – всегда менее эффективно, чем долгосрочное. Достаточно часто можно услышать фразу: «Этот случай изменил всю мою жизнь!» Следовательно, все дело в обеспечении высокой субъективной значимости единичного краткосрочного воздействия.
Общие положения, касающиеся места психологического воздействия, используемого в деятельности различных профессионалов, в том числе и учителей, конкретных форм, в которых оно реализуется, не дают нам возможности понять, как же возникает тот психологический эффект, который ожидается. Для прояснения этого вопроса, прежде всего, целесообразно выделить определенные единицы оценки, исходные характеристики возникающих эффектов.
Технология воздействия. Обозначим алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту как технологию. К числу хорошо известных технологий относят: «кооптацию» (привлечение неформального лидера к сотрудничеству с формальной структурой в целях изменения его системы ценностей), и «партиципацию» (имитация участия авторитетных представителей общественности к выработке решений в целях снижения уровня их оппозиционной деятельности).
Обе эти технологии имеют широкое применение в работе школьного учителя. При работе в старших классах партиципация (привлечение администрации и классного руководства), в силу активного формирования собственного мировоззрения, обладает меньшей эффективностью, по сравнению с младшими возрастными группами. В то время как кооптация (привлечение не формального лидера для общения с классом), наоборот имеет более высокую эффективность, что можно объяснить становлением социально-активной позиции личности старшеклассника.
В целом можно сделать вывод, что определенные технологии являются откликом на наличие устойчивой общественной потребности, а реализация технологии связывается с получением некоторого социального эффекта.
Любая технология осуществляется через различные мероприятия, действия, которые могут растянуться на значительный отрезок времени. Каждый конкретный шаг реализации технологии обеспечивает решение определенной психологической задачи, например, привлечение внимания, формирование определенного образа, формирование определенных социальных установок, нагнетание определенного негативно окрашенного состояния или, наоборот, ослабление напряженности, побуждение активности или ее блокировка. Задачи могут реализоваться в отношении психических процессов, мотивов деятельности, установок, состояний и прочих психологических феноменов, обеспечивающих активность человека. Понятно, что в отношении конкретных феноменов могут решаться различные задачи, например, в отношении мотивации можно решать задачу изменения места конкретного мотива в иерархии мотивов конкретной деятельности, формировать новые мотивы и т.п.
Познавательно о обучении:
Психосоциальные аспекты
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высок ...
Вопросы для диагностики качества подготовки и реализации сценария урока
Учителю необходимо уметь обосновать и оценить самому: 1. Учебные цели урока, его этапов, отдельных видов работ учащихся по формированию у них системы знаний. (Дифференцировано). 2. Цели формирования целостных ориентаций (воспитательные — в узком значении слова). З. Задачи интеллектуального развития ...
Применение программы Microsoft Word для создания ЦОР
Программа Microsoft Word очень проста в использовании. Составлять тесты, кроссворды, контрольные работы, лабораторные работы, викторины и другие ЦОР очень просто, достаточно знать эту программу на начальном уровне. Например, чтобы составить кроссворд, надо уметь рисовать таблицу, и набирать текст. ...