Методы психологического воздействия на учащихся

Страница 1

Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием «психологическое воздействие», то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия – отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан и т.п.

Если мы воспользуемся толковыми словарями и попытаемся установить, что же такое воздействие, в том числе и психологическое, то обнаружим, что под этим подразумевается действие, направленное на кого-либо, что-нибудь, с целью добиться чего-нибудь.

Теперь представим ученика, усваивающего новые знания, расширяющего свой кругозор. Эта ситуация, «не укладывается» в определение психологического воздействия. Происшедшее же на основе внешнего воздействия изменение сферы интересов учащегося кажется, более приемлемым рассматривать в этом (воздейственном) контексте. А.Л. Журавлев предлагает такое определение: психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению.

Таким образом, нам представляется целесообразным считать воздействие психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения).

Для того чтобы рассмотреть психологическое воздействие во всем многообразии его проявлений, целесообразно, прежде всего, обратиться к традиционным способам его классификации.

Анализ психологических исследований в области психологического воздействия, а также документов, отражающих деятельность самых разных профессионалов, указывает на возможности использования в качестве оснований для классификации самых общих признаков взаимодействия. К их числу могут быть отнесены следующие:

тип взаимодействующих сторон;

стратегия взаимодействия;

конечный результат;

наличие непосредственного контакта между взаимодействующими сторонами или использование каких-либо каналов передачи информации;

степень сокрытия факта воздействия от реципиента (того, на кого оказывается воздействие);

прямое воздействие на реципиента или ориентация на изменение внешних условий его жизни и деятельности.

Остановимся на рассмотрении всех этих признаков подробнее.

Произвольное и непроизвольное воздействие. Воздействие может быть произвольным, когда действующая сторона предполагает вызвать, определенный психологический эффект.

Вместе с тем, психологическое воздействие может быть и непроизвольным, когда заранее возможные его результаты не планируются.

В школе непроизвольное воздействие бывает связано с неадекватным использованием цветов в оформлении вспомогательных материалов к уроку (в связи с психологическим воздействием цвета, с изображениями, различно воспринимаемыми в разных возрастных группах).

Прямое и косвенное воздействие. Можно указать на возможность существования прямого и косвенного воздействия. Косвенное воздействие не ориентировано на конкретных людей в конкретный момент времени, но касается определенной ситуации. Анализ роли прямого и косвенного психологического воздействия и их взаимосвязи представлен в классическом исследовании Г. Мюнстерберга. Так, он писал: «Мы можем различать, прежде всего, прямые и косвенные влияния, но это деление не должно быть неправильно понято. Под косвенными влияниями мы понимаем те социальные влияния, которые воздействуют на индивидуума через посредство социальной среды. Если мы воздействуем на душевную жизнь среднего человека, повышая общий уровень морали и правосознания, образования и религиозности во всем народонаселении, то жизнь социальной среды становится причиной перемен в индивидууме. Количество лиц, на которых простирается влияние, не составляет какого-либо принципиального различия. Пытаемся ли мы в простом разговоре подействовать на сознание одного только лица или мы хотим повлиять на собрание в несколько сот человек, произнося публичную речь, возбуждающую в умах новые мысли, или, наконец, мы высказываем свои взгляды печатно и благодаря спорам в газетах воздействуем на миллионы, на целую нацию, – между этими случаями, в сущности, нет никакого психологического различия. Действие на каждое отдельное лицо, которое слышит или читает речь, есть, в конце концов, прямое влияние одной личности на другую. Часто будет зависеть лишь от точки зрения наблюдателя, относить ли данный случай воздействия к прямым или непрямым влияниям, сводить ли его к личным или социальным факторам.». Мы привели этот отрывок, так как в нем Г. Мюнстерберг очень выразительно иллюстрировал мысль о том, что прямое воздействие часто выступает элементом косвенного. Для нас также особенно ценна мысль о необходимости рассмотрения условий, в том числе и организационных условий деятельности, как косвенного психологического воздействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...

Методы и формы контроля
Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися. Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей зат ...

Роль и место раздела «Интерьер жилого дома» в обучении технологии
Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школь­никами при изучении подраздела «Интерьер жилого дома», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На занятиях по конструирова­нию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструме ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru